В конце октября 2009 ездил по маршруту Волгоград - Запорожье.
Как человек, имеющий профильное автотранспортное образование, просчитал несколько вариантов маршрутов, минимизировал пробеги, запасся смартфоном с Nokia Maps (навигатора нет, поскольку никогда не был нужен), карты которого на тот момент казались более подробными, чем привычные Атласы...
Почитал этот форум…
Думал, я - во всеоружии.
По всему получалось, что путь через Гуково-Червонопартизанск - самый короткий. Через Новоазовскую - самый длинный - во-первых, давать большого крюка вниз до Таганрога и терять время на объезд Ростова, во-вторых - подниматься вверх от Мелитополя к Запорожью, в-третьих, сам по себе переход границы на Новоазовской займет больше времени, чем в Гуково, это очевидно. Но все это, как выяснилось, только в теории...
Информации по этому переходу на сайте практически никакой, поэтому позвольте поделюсь своим опытом...
Из Волгограда выскочил в четверг, около 8-ми утра, по расчетам до Запора должен был 100% добраться где-то к 9-10-ти вечера.
RX-300, я с отцом, руль только у меня, грин-карта Росгосстрах 475 р., полный бак на ЛУКойле у Больничного Комплекса, выезд на 3-ю Продольную, в Гуково осталось около четверти, средний расход около 11,5 л, средняя скорость около 120 км/ч.
До Тацинки доехал быстро и без проблем, если не считать ремонтирующегося моста через Дон в Калаче и двух сколов на лобовом стекле. От Морозовска есть участок длиной км десять, засыпанный мелким гравием - будьте готовы к тому, что "горох" будет бить в стекло каждые полминуты, не сближайтесь сильно с впередиидущими. Правда, сто процентов, получите «подарочек» от встречного...
Перед Тацинкой в обоих направлениях камера, секущая скоростной режим. Где - вопрос, подозреваю, что на П-образных мачтах над дорогой.
На посту мне показали мое фото, вид сзади и сбоку, скорость 135. Просили 500, на мое возражение, что в Ростове вообще все невероятно дорого, и Ростов - все-таки столица ЮФО, а мы - всего лишь жалкие провинциалы, разошлись на 250.
Далее - беспроблемно до М-4.
Вот тут и началось...
Во-первых, как оказалось, от М-4 до Гуково надо еще доехать… Дорога, скажем так, местами - с твердым покрытием...
Картинка за окном - жутковатая, в пяти метрах от дороги черные терриконы, вид которых настроения не улучшает. Страшные шахтерские городки, Лихая, Зверево, будто сошедшие со страниц Ильфа и Петрова - сплошные парикмахерские и салоны ритуальных услуг. Двухэтажные бараки красного кирпича, серое белье на веревках. Тогда я подумал, что в украинских шахтерских городках при бесчеловечном режиме Ющенко, наверное, будет еще хуже...
Я ошибался. Шахтерские городки ужасны везде...
Именно с Лихой начинается порочная практика открывания стекол и вопроса: "Мужик, а куда дальше то?"...
В Гуково был в 12-30, льем полный бак на Роснефти, мысленно подсчитывая, во что обойдется замена комплекта платиновых свечей на V6.
Спрашиваем ближайшего ГАЙца, где таможня, поскольку знак, что мы в приграничной зоне есть, а указателя, как проехать к переходу - нет, едем, опираясь на полученные данные через мост, через развилку, поворачиваем налево, упираемся в Т-образный перекресток, поворачиваем вправо, заезжаем в тупик, снова спрашиваем ближайшего таксиста, едем на том перекрестке прямо, и, о Счастье!, еще км через пять видим переход.
Удивительно, но в забытом богом Гуково - новехонький крупный административный корпус, стекло и бетон, новый асфальт, все здания только отремонтированы, обшиты сайдингом, есть Duty Free. Цены в нем, впрочем, не порадовали...
Из Расеи выскочил от силы через полчаса, был вторым, задержался только из-за того, что впередиидущий перевозил с собой карабин, и его довольно долго промурыжили. У меня смотрели и под капотом, и багажник, и бардачки даже в подлокотниках, просмотрели компакт-диски, лежащие там же, шарили зеркалами под креслами... Личные вещи не заинтересовали. Все довольно оперативно…
Украинский участок - совсем другой коленкор... Несколько вагончиков и контейнеров. Прикордонник на шлагбауме сходу предлагает заполнить документы. Вежливо отказываемся, минут десять заполняем сами, вспоминая мову.
Досмотр довольно быстрый, все вежливо, открывали только багажник и бардачок, проверили доверенность, два-три дежурных вопроса, "две минуты, сейчас принесу Вам документы", и тут у них зависли все компьютеры...
В результате - около часа на переход. Пока все сравнительно неплохо... В начале третьего мы – в Украине-Маты!
А теперь самое главное…
Начинается участок пути, из-за которого рекомендовать это переход сложно, если Вы, конечно, едете вглубь Украины…
Пока едете по Червонопартизанску и Свердловску, это первые приграничные населенные пункты, – особо не заплутаете, идете по главной… Но далее – твердо запомните – до самого Енакиева никаких указателей Вы не увидите. Каждый Т-образный перекресток будет вызывать у Вас приступ нервного хохота, переходящего в зубовный скрежет. И еще – поменять деньги и купить сим-карту до того же Антрацита у Вас не получится… В Свердловске один захудалый ларек сотовой связи, но работает он весьма дискретно по одному ему известному расписанию. Если заблаговременно не запаслись украинской симкой, то без крайней нужды старайтесь ближайшие пару часов не пользоваться телефоном, чтобы элементарно не остаться без связи вообще. Минута общения с российского БиЛайна – около 50 р, смс-ка – около 20… Заправки также – в основном доисторические. VISA/Mastercard видели, но по телевизору… Так что обязательно запаситесь и гривнами тоже.
Проезжаете мосты, уходите направо, на Ровеньки. В Ровеньках – ВНИМАНИЕ! – только прямо, в сам городок, хотя поворот направо выглядит завлекательнее, там девятиэтажки, создающие иллюзию цивилизации.
Дорогу эту смело можно назвать дорогой смерти… На дорогу в Антрацит я попал спустя час в прескверном расположении духа и успев поговорить с каждым вторым местным углерубом.
Так что далее, все по совету Уважаемого «Волгоград», уже поделившегося своими наблюдениями на этом Форуме, - «в Ровеньках едем прямо по городу. Поворот налево напротив Красного кирпичного дома с полукруглыми деревянными окнами (рядом остановка "Центр города") и едем прямо и через километров 10 выезжаем на трассу на Дебальцево».
Еще раз напоминаю – при проезде через Антрацит и Красный Луч никаких указателей не будет, так что Антрацит проходите насквозь, при выезде на трассу на Дебальцево, поворот направо. В Красном Луче также не поддавайтесь соблазну уйти с трассы налево в город. Указателей на Донецк нет, хотя формально тут – развилка. Дорога через Торез и Харцизск хоть и короче, но состояние ее аховое. Да и по городку Вы проедете до первого Т-образника – дальше снова пойдете в народ, выяснять «Ну кто так строит???»… Только прямо, оставляя Красный Луч по левую руку.
Перед Дебальцево уходим налево, на Углегорск, который также проходим насквозь, далее оставляя Енакиево по левую руку. Совсем скоро – пересечение с широченной трассой М-04 Донецк-Луганск, там – направо, и буквально сразу разворот на 180 о, на Донецк. Вот тут, впервые с самой границы, Вас ждет трехрядка с хорошим покрытием, знаками, указателями и разделительной полосой.
Лирическое отступление.
Именно тут я угодил в «пробку», хотя до Донецка было еще более чем приличное расстояние. Увы, мой приезд состоялся в день большого футбола – «Шахтер» играл с «Тулузой». Принимайте во внимание и этот фактор, если на Вашем пути должна возникнуть ЕХ-Юзовка – Донецк. В пробке простоял часа два. Фуры и автобусы выдавливают тебя на разделительную, по которой кто-то уже пытается эту пробку обогнать… Жуткий туман и внезапно навалившиеся сумерки... В результате, будучи в левом ряду, я естественно не смог уйти на объездную, откуда можно уйти на H-15, на Запорожье, и в результате, вместе со всеми еще через полчаса въехал в сам Донецк…:
Думал – все, вилы, сейчас я в составе этой же колонны поеду на новый красавец «Донбасс-Арена»... Смотрю – ДАЙцы в оцеплении, включаю в крайнем левом аварийку, выхожу… Вот тут и встренулся мне единственный ДАЕц за все время моего недельного пребывания в Украине. «Все говорю, братцы, выручайте, пробка такая, что на объездную уйти не дали, помогите, пАгЫбаю!!! Из города я уже не выберусь..."
И тут – УНИКАЛЬНЫЙ СЛУЧАЙ! ДАЕц поднимает светящийся жезл, выгоняет в соседний правый ряд всех, кто за мной, остальных в ряду тормозит, дает мне задницей сдать назад метров пятьдесят, где можно через сплошную развернуться, и уйти назад, из города на объездную, в двух словах объясняет, как дальше, говорит «УДАЧИ!», тормозит кого-то на встречке, пропуская меня, и я, о Чудо!, вырываюсь из крепких объятий донецких любителей футбола…
Дай бог ему, ДАЙцу этому, здоровья… Сколько раз я рассказывал эту историю здесь – все ухмыляются, не верят, что кровавый режим Ющенки дал в какой-то момент слабину, помог "клятим [auto-censored - замените слово!!!]"...
Так вот оно, смотреть перед сном Первый канал и «Россию»…
Честно – ЭТО НЕ БАЙКА!!!
Потом, конечно, в тумане, я еще довольно долго мотался по объездной, сдавал в правый крайний и притормаживал перед каждым указателем, и все равно снова пропустил поворот на Н-15, в результате км на тридцать улетел к Мариуполю. Понял, что дело худо, вернулся, опять пошел в народ, и таксисты, добрые души, снова вывели на путь Истины.
Если Вам – на юга, можете не останавливаться
, выскочите на нужную Вам дорогу недалеко от Бердянска. Хотя, честно сказать, для тех, кто едет в Крым, этот маршрут рекомендовать никак не могу. Именно из-за той части маршрута, что пролегает до Дебальцево. Сожжете как бензин, так и массу нервных клеток…
Дальнейший путь до Запорижжя через перекресток на Курахове (прямо), Покровское, Новониколаеаку, Вольнянск проблем не вызовет. Все время по главной. В город входите около Аэропорта, по Донецкому Шоссе. Ехал поздно вечером. ДАЙцев замечено не было. Вообще… Но деревень по дороге много, так что не увлекайтесь.
Состояние дороги – приличное, загруженность невысокая. А вот заправок мало. Так что, если сожгли много топлива, плутая по закоулкам шахтерских городков, в Донецке лучше заправиться. Бензин оставил странное впечатление. Явных проблем не было, только расход вырос с привычных 11,5 по трассе на Волгоградском ЛУКойле до 15,5 на практически любом местном... По возвращении из Украины поехал делать очередное ТО, мой постоянный мастер сказал, что свечки заметно порыжели… Стало быть, наши украинские друзья по-прежнему бодяжат в прямогон много ферроцена. Впрочем, поднятием октана разными присадками (к счастью, уже не металлосодержащими) грешат и у нас – и Роснефть, и ТНК. Сразу высокий октан по Югу выгоняет только Волгоградский НПЗ ЛУКойла, так что, если готовы платить чуть больше и не рисковать – можете прислушаться…
А вот ЛУКойловский бензин Одесского НПЗ впечатления не произвел, по-моему, заметно упала динамика разгона, при выросшем расходе… Посему, на Украине лучше также не рисковать, с Shell-ом проблем не возникало вообще, там очень приличный литовский бензин Мажикяйского НПЗ.
В результате всех скитаний между терриконами
, вместо расчетных 900 км и тринадцати часов пути получилось около 1100 и восемнадцать часов. В Запорижжя я въехал только в час ночи с горящей лампочкой бензобака.. При том, что сам переход границы времени почти не занял.
Обратно возвращался традиционно, через Мелитополь, Приморск, Бердянск, Мариуполь, Новоазовскую.
Километраж вышел такой же - 1100. Сам профиль дороги сложнее, загружена довольно прилично даже поздно вечером, в Приморске и за Мелитополем на освещенных участках - ДАЙцы с фенами...
Нервы сильно попортили ночные Мелитополь и Мариуполь, поэтому новичкам советовал бы преодолевать эти препятствия днем. В первом элементарно ночью нет света, и выскочить с Запорожской трассы на Мариуполь получилось после 20 минут блуждания впотьмах. Мариуполь тоже дался нелегко. До Театральной площади язык довел, потом до «Азовстали» с кошмарным участком дороги, где асфальт производит такой шум, что я специально останавливался и смотрел колеса – было впечатление, что я пробил их все разом… Звук – будто лохмотья резины шлепают по асфальту… В результате снова пришлось обращаться за советом к работникам заправочного пистолета, коим и слил остатки гривен… К переходу подъехал около 2-х часов ночи.
Таможню с украинской стороны прошел за полчаса. Аптечку не смотрели, но спрашивали, что везешь кроме стандартного набора. Алкоголем не интересовались. Правда, заставили открыть ящики под полом багажника.
С нашей стороны не смотрели ничего вообще. Лишь пограничница изумилась, увидев пункт перехода в Украину – «Гуково??? Где Вы такой нашли то, Госпидя?»
В саму машину даже не заглянули… Ночь, холодно, ударил первый морозец. В результате 12 бутылок грузинского вина и шесть подарочных наборов Джемесона (0,75 l + 2 стакана, в России таких не видел нигде, там цена на рубли - около 650!:-) благополучно пересекли российскую границу.
Дальше сверка номеров агрегатов на посту ГАИ недалеко от перехода, плутания по почти проселкам в надежде объехать Ростов, заезд в страшный ночной Новошахтинск в попытках выскочить на M-4, которая светилась и шумела метрах в 300…
Но это уже мелочи…
В сравнении с тем, что пришлось пережить по пути туда, будучи вооруженным только профильным автотранспортным образованием, схемой маршрута, минимизирующего пробеги, и смартфоном с Nokia Maps, карты которого на тот момент казались более подробными, чем привычные Атласы...