С 4 по 19 июля 2009 г.
Машина: Форд Фокус 1,6 литра, автомат.
В салоне: я, жена, двое детей (5 и 2 года). Дети сзади в креслах, жена – штурманом на переднем сиденье
Маршрут:
Туда: Брянск – Навля – Севск – Хомутовка – Рыльск – Теткино – Белополье – Сумы – Ахтырка – Тростянец – Великая Рублевка – Артемовка – Чутово – Максимовка – Карловка – Красноград – Перещепино – Новомосковск – Запорожье – Васильевка – Мелитополь – Новоалексеевка – Геническ – Джанкой – Симферополь – Бахчисарай – Севастополь – Кацивели.
Обратно: Кацивели – Севастополь – Бахчисарай – Симферополь – Джанкой – Новоалексеевка – Мелитополь – Васильевка – Запорожье – Новомосковск – Красноград – Карловка – Полтава – Великая Рублевка – Тростянец – Ахтырка – Сумы – Белополье – Теткино – Рыльск – Хомутовка – Севск – Навля – Брянск.
Перед поездкой были куплены:
1) Зеленая карта (СК Жасо) – 570 рублей на 2 недели;
2) Медицинская страховка на всю семью, примерно 1200 рублей. Сумма покрытия – 30 тысяч долларов на каждого.
3) Шторки на задние стекла (машина не тонирована), 2 комплекта, 100 рублей за все.
4) Bluetooth-GPS приемник GlobalSat BT-368, 2500 рублей.
Ехать через Теткино решили по двум причинам:
1) Напугали плохой дорогой на участке Глухов – Путивль, сказали, что чуть ли не брусчатка, 30 км/ч – предел.
2) В Нехотеевку приехали бы не раньше 10 утра, стоять в очереди на жаре с детьми очень не хотелось.
Стартовать решили рано утром из деревни на границе с Украиной (10 км от Троебортного, 25 км от поворота на Хомутовку).
Из Брянска выехали в пятницу, 3 июля, в 20:00. Поворот на Хомутовку прошли в 21:40 (153 км от Брянска, 144 км от поворота на Брянск на М3). В деревне у родственников были в 22:00 (здесь и в дальнейшем – время по России).
Утром старт был намечен на 4:00, реально выехать смогли лишь в 5:30. Недалеко от Троебортного на Роснефти залил 92 бензин до полного бака, взял пару банок энергетиков. По России по дороге туда больше нигде не заправлялся.
В 6:00 вернулись к повороту на Хомутовку. От Хомутовки и до Крыма ехали по навигатору (связка ноут + приемник, софт – iGo8). Благодаря этому не плутали по Рыльску и Глушково.
Ровно в 8:00 подъехали к п.п. Теткино (110 км от Хомутовки, 262 км от Брянска).
По дорогам от Брянска до Теткино:
На участке Брянск – Хомутовка дорога терпимая. Старая (еще времен Хрущева) бетонка местами закатана асфальтом. Дорога в две полосы, широкая, крупных дыр и ям нет. Проходит мимо населенных пунктов, спусков и подъемов мало. Встречных и попутных машин практически не было. Держал 110 – 120 км/ч (год назад на вазовской классике оптимальной скоростью на этом участке считал 90 – 100 км/ч).
Участок Хомутовка – Теткино: асфальт, покрытие свежее, еще не везде были разделительные полосы. Дорога субъективно более узкая, чем М3, много поворотов, проходит через деревни (60 км/ч + бродячие животные). Более 90 км/ч не разгонялся.
800 метров до пропускного пункта дорога убитая (20 км/ч – предельная скорость).
Прохождение таможни.
Российская сторона. Время прохождения – 1 час.
В очереди были третьими. Дошел до пограничников, взял бланки декларации, сказали, что заполнение обязательно. С заполнением проблем не было, пограничники были вполне вменяемые и на все вопросы охотно отвечали.
Был нюанс с декларированием валюты: указал «Доллары США» и «Российские рубли». Сказали, что более правильно следовало писать «Рубли РФ», но переписывать не заставили.
Попросили выйти из машины всех взрослых, провели осмотр автомобиля, отдали документы и пожелали счастливого пути.
Там же, на границе, за 300 рублей продавали украинскую страховку на 2 недели.
Украинская сторона. Время прохождения – 1 час.
На въезде на пропускной пункт взял два бланка иммиграционных карт, помощь в заполнении не предлагали.
Заполнил, накосячил с полем «Мета прибуття», вписав туда адрес принимающей стороны. Переписывать не заставили.
Подъехал к пограничникам, отдал документы. Декларацию заполнять не попросили, посмотрели машину и ушли на пересменку (9 утра по России, 8 утра местного времени). Минут 15 жена с детьми побродили по травке вдоль дороги. Минут 15 сменившиеся пограничники провозились с документами, проверили наличие украинской страховки и тоже пожелали счастливого пути.
Наличие вкладышей и штампов в свидетельствах о рождении детей проверяли и на российской и на украинской таможнях.
Валюту поменяли в Сумах в Шведбанке. Там же сделали маленький привал, наскоро перекусили и двинули дальше.
В 12:00 проехали Тростянец. На пробу залил 10 литров 92 бензина на нефирменной заправке (фирменных не было, выбирал по наибольшему числу машин). По бензину старался держать не меньше половины бака, подливая по 10-15 литров за один раз. В дальнейшем заправлялся только на Воге, ТНК, Лукойле и Шелле.
В Ахтырке остановились на привал на полчаса, поели основательно, дали возможность детям как следует побегать. Там же, несмотря на навигатор, основательно поплутали, пока смогли найти дорогу на Котельву.
Дорога Вел. Рублевка – Чутово – Карловка своеобразная. Плюсы – отличное покрытие, нет потока машин, ехали практически одни, гаишников не было вообще. Минусы – километров 60 рулить по деревням очень напрягало.
В 15:15 приехали в Красноград, заправились на Воге. Как и многие, не сразу съехал на скоростное шоссе Харьков-Новомосковск: навигатор его в упор не видел, нашли его лишь на бумажной карте.
В Перещепино принимаю решение искать шоссе и всеми силами постараться на него попасть. После того, как все-таки удалось это сделать, скорость возросла с 60 до 130 км/ч. Дорога по качеству покрытия близка к идеальной, по 2 полосы в каждую сторону, между встречными дорогами – метров 100.
Счастье было недолгим, за Новомосковском началась обычная узкая дорога, количество машин существенно возросло.
В Запорожье были в 18:20. В 20:00 приехали в Мелитополь. Гостиницу с ходу найти не удалось, принимаем решение ехать до Новоалексеевки, где и заночевать (навигатор показал, что гостиница в ней есть).
В 9 вечера приехали в Новоалексеевку, местные сказали, что гостиниц у них никогда не было. Предложили проехать 15 км до Геническа и поискать ночлег там. В Геническе по наводке таксистов (они спросили наши ценовые предпочтения) нашли отель «Орхидея», за 350 гривен сняли номер с душем, тремя кроватями и завтраком. Машину поставили на территории отеля под присмотром охранника, парковка вошла в стоимость.
Утром в воскресенье позавтракали и 10:45 поехали дальше. В 13:00 были в Симферополе. Сделали привал, побродили по центру города, покормили детей в кафе.
В 15:00 были в Бахчисарае, в 16:00 заехали в Севастополь. В 16:30 выехали из города. В 18:00 приехали в Кацивели.
Обратная дорога.
Стартуем поздно, в 9:30 по России. Ехать решил через Севастополь, рассудив, что троллейбусы от Ялты до Симферополя разогнаться не дадут, а 15 км в большую сторону ничего не решат.
По Крыму ехали почти 4 часа, много попутных фур, автобусов, бензовозов и плотный встречный поток, обгонять практически бесполезно.
Поворот на Новоалексеевку проехали в 13:20 (292 км и 3:50 ч. от начала маршрута).
В Мелитополе были в 14:30 (375 км, 5:00 ч. от начала маршрута).
Васильевку проехали в 15:35 (449 км, 6:05 ч. от начала маршрута).
За Васильевкой на подъеме был остановлен доблестными вымогателями в погонах. Показали мою скорость в 113 км/час. Узнал от них интересные факты:
- На Украине свыше 90 км ехать можно только по автомагистралям;
- Две недели на оплату штрафа распространяются только на граждан Украины, иностранные граждане обязаны платить в день совершения правонарушения;
- Чтобы оплатить, нужно вернуться на 30 км назад, в Васильевку, нигде больше платить нельзя;
- До уплаты штрафа права остаются у ДАЙцев.
- Можно решить вопрос, дав «детям на бензин».
Сообщил им, что 1) никаких документов оставлять не буду, т.к. нет оснований для их изъятия и задержания; 2) из патрульной машины не выйду, пока не отдадут все документы; 3) в Васильевку также возвращаться не буду, пусть составляют протокол.
«Дружеская» беседа заняла где-то с полчаса. Попросили медсправку, чтобы убедиться: «А ты вообще нормальный-то?». Услышали в ответ, что медсправку они не увидят, т.к. она не входит в перечень необходимых документов для предъявления сотрудникам ППС.
Посмотрели страховку, пообещали проблемы на всем дальнейшем маршруте следования и отдали права. Счастливого пути почему-то желать не стали.
Из-за бравых хлопцев в Запорожье прибыли только в 16:30 (498 км, 7:00 ч. от начала маршрута).
Следующий пункт, Новомосковск, проехали в 17:40 (592 км, 8:10 ч. от начала маршрута).
115 километров от Новомосковска до Краснограда по нормальной дороге проехали за один час. Если бы такие дороги были везде… Но увы…
В Карловке (19:10, 732 км, 9:40 ч. от начала маршрута) устроили первый серьезный привал, дали воз можность детям как следует размяться.
Дальнейший участок дороги решил ехать через Полтаву, чтобы не ехать через множество деревень. Было чуть проще, по времени выиграл с полчаса по отношению к дороге «туда».
Следующие контрольные точки:
Полтава 20:00, 784 км, 10:30 ч. от начала маршрута
Котельва 21:00, 844 км, 11:30 ч. от начала маршрута
Ахтырка 21:27, 877 км, 11:57 ч. от начала маршрута
Тростянец 21:50, 900 км, 12:20 ч. от начала маршрута
Боромля 22:06, 919 км, 12:36 ч. от начала маршрута
Сумы 22:30, 953 км, 13:00 ч. от начала маршрута
В Сумы прибыли в сумерках. Дети уже засыпали, поэтому принимаем решение не останавливаться на ночь, а ехать дальше.
Через час мы в Белополье (23:28, 1004 км, 13:58 ч. от начала маршрута). Еще через 15 минут езды по темной, страшной и непонятно куда ведущей дороге прибыли на пропускной пункт с украинской стороны.
10 минут подождал у закрытого шлагбаума. За это время успел пересчитать оставшиеся деньги и навести некое подобие порядка в салоне (два ребенка + день поездки = 2 недели мыть машину
).
Шлагбаум подняли, дали бумажку с направлением по зеленому коридору. Прохождение зеленого коридора заняло минут 20 (осмотрели машину, спящих детей трогать не стали, жену не просили выйти из автомобиля).
Российская сторона отнеслась к процедуре более тщательно. Заполнил декларацию, показал содержимое багажника, салона, аптечки, бардачка и содержимое сумки багажа. Занесли мои данные в компьютер, попросили жену выйти из машины, убедились в наличии российской страховки (я записал ее номер и дату выдачи на декларации), пожелали счастливого пути и в 1:10 ночи позволили въехать в Россию.
110 км от Теткино до Хомутовки ехал полтора часа. Этот участок субъективно был самым тяжелым: начала сказываться усталость плюс постоянные повороты, ограниченная видимость и куча населенных пунктов по пути следования.
Хомутовку проехали в 2:45 ночи (1137 км, 17:15 ч. от начала маршрута). Сил ехать до Брянска уже не было, ночевать решили в деревне у родственников (10 км от Троебортного).
Еще 30 км и полчаса движения – и мы в деревне (3:15 ночи, 1167 км, 17:45 ч. от начала маршрута).
На следующий день за 2 часа проделали оставшийся путь от Троебортного до Брянска (175 км).
Выводы по поездке:
1) Дороги на Украине в целом лучше, чем в России;
2) Для меня 800 км в сутки – предел для комфортной езды, остальное – из области геройства.
3) При общении с ДАЙцами диктофон очень необходим.