Отдых в Крыму в июне 2010 – подробный отчёт (с новыми примочками ДАИ и обзором
бензинов 2010г)
Оглавление.
1. Маршрут поездки, интересные места.
2. Новые “фишки” ДАИ 2010г
3. Особенности прохождения границы Россия-Украина 2010г
4. Мобильная связь на Украине и в России в 2010г
5. Особенности российского и украинского
бензина 2010г по трассам M2, М3, М4
Итак, начинаем.
1. Маршрут поездки, интересные места.
Опасения по поводу возможности поездки на юг дочки 8 месяцев отпали после пары тестовых поездок на дачу – дочка стабильно быстро засыпала в детском кресле или на маминых руках, быстро просыпаясь во время остановки (например АЗС), так что последние сомнения отпали. Для длительных же прогулок на юге и дома имелась отличная складная прогулочная коляска с большими (для бездорожья) надувными колёсами Bebeconfort Mura (
http://www.youtube.com/watch?v=Epqp6MXODpc и
http://www.youtube.com/watch?v=fRKdMcWxBd8 и
http://www.youtube.com/watch?v=160j4QLn3UM ). Для пляжа куплен в
http://www.kempingtur.ru/catalog.html раскладной тент Raincover2 (
http://www.toursnab.ru/catalogue/tents/id1318/) за 1600р. Под тент на пляже в багажник подготовлены льняные покрывала. Автомобиль полностью дозаправлен на обнинском Лукойле.
Выезд из Обнинска в 6-00, далее всё время 90км/ч по бетонке до Серпухова, потом строго на юг (был вариант ещё через Калугу, но участок Калуга-Тула imho не в лучшем состоянии), в Тульской области дозаправка№2 на Лукойле перед Тулой, потом восхитил открытый участок только что достроенный бетонки западнее Тулы, потом опять выезд на М2, на юге Тульской области дозаправка №3 на последнем Лукойле в Щёкино слева, Орёл (через город, та как здесь на орловском ТНК в километре южнее вокзала была дозаправка №4, ибо других сетевых АЗС с подходящим
бензином в Орловской области нет – об этом чуть позднее), Фатеж Курской области (здесь пообедали в славном ресторане при испытанной гостинице ФАТЕЖ *** - борщ понравился, а вот цены в гостинице уже перевалили за 2500р), Курск (минуя приснопамятную объездную дорогу, поехали черех город и заехали в гипермаркет МЕТРО при въезде с севера– купили свежих детских творожков Агуша –об этом тоже чуть позже), Обоянь (по прекрасной объездной, здесь впервые пересекли Псёл – помните слова Гоголя про Псёл, далее протекающего в Сумской и Полтавской областях, в т.ч. рядом с Великими сорочинцами с интереснейшей ярмаркой в двадцатых числах августасо среды по всокресенье), Строитель -правый поворот и отличная тихая дорога на Томаровку (где дозаправка №5 на последней белгородской Роснефти) и Грайворон в 21-00. В Грайвороне минимум 4 гостиницы (городская в центре города с минимум удобств, интересная минигостиница в Замостье, ещё две ближе к КПП). В Замостье, где мы заранее забронировали номер, с обратной стороны бывшего ангара уже несколько лет работает минигостиница на 7 номеров от 700 до 1500р/номер (самый дорогой, с кондиционером). Без кондиционера, но с тихим видом из окна, с бойлером чистый номер стоил 1200р. При этом ещё и мелкий ремонт в коридоре проходил, так что достаточно неплохо. Телефон 8 905 040-92-19
Если у кого будет время, обязательно погуляйте по городскому парку Грайворона (самый чистый город в России, как сказал однажды погранец) в пойме Ворсклы и поймёте, какой должна быть местная власть. Очень рекомендовал бы ранее заехать в Хотмыжск – забраться на гору к храму, полюбоваться деревенской школой (к слову о местной власти…), искупаться на углублённом пляже Ворсклы выше Дома отдыха “Красиво” – где отдыхает даже губернатор Белгородской области.
В 8-00 выезжаем из гостиницы, на границе мы - первые, проходим обе границы полностью за 15 минут. После вопроса “Куда едете? ” и ответа “Купать ребёнка в Крыму” других вопросов нет, только дружелюбные советы украинцев по месту отдыха. Через 30 минут в уже многолюдной ранним утром Ахтырке (в Украине не пудрят тоскливо, как в России, мозги декретным временем и переводом стрелок, а работают с 7-30 до 16-30, как в Чехии и Словакии, например), в банкомате внутри Райффайзенбанка получаем гривны строго по курсу ЦБ РФ плюс комиссия 1% за снятие наличных (есть такие нормальные тарифы у отдельных российских банков…), причём курс гривны в этом году упал до 4р/гривну, что для россиян выгодно, потом деревня с прикольным названием ГаиМошёнка, потом купание в теплейшей Ворскле у моста около Опошни(ранее Ворскла встречалась в Хотмыжске и Грайвороне), потом Диканька с фамильной церковью Кочубеев, легендарный хутор Пронь, долгожданный обед с борщём, варениками и узваром. В Полтаве первая на Украине (В Ахтырке нет ничего подходящего) дозаправка №6 на АЗС ОККО около рынка (есть варианты и с Formula Green95, и с WOG Mustang95, и с Лукойл 95Экто, и даже Shell A95 V-power в Решетиловке), ночёвка в мотеле около Полтавы.
Выезд из мотеля в 8-00, купание в Ворскле около Кобеляк (река становится всё полноводнее..), красивейшая дорого по украинской Малороссии (белые мазанки, маленькие поля…), через час в Днепропетровске, дозаправка №7 на Shell (есть варианты с Formula Green95, WOG Mustang95¸ Лукойл 95Экто, Нефтек), перекус в Макдональдсе на кругу, запорожское шоссе как после бомбёжки в Днепропетровске, зато потом великолепная автострада до Запорожья, дозаправка №8 на Shell Тиражной улицы(видел ещё Formula, WOG, Лукойл), переезд через ДнепроГЭС, вид на остров Хортица, красивейший Проспект Ленина, далее Васильевка (дозаправка №9 на Shell и неизменный ресторан “Чумацкий стан”), ночевка в Мелитополе в гостинице Воронцовская (выбор и фото номеров есть на
http://hotel.day.ua/ , причём Wi-Fi есть только в кафе на первом этаже). Кстати, в пропущенной в этот раз Васильевке есть приличный мотель Алеро
http://alero.zp.ua/ и интересный по архитектуре дом-музей Попова
http://images.yandex.ru/yandsearch?text ... type=image (второй дом у Попова был в Карадже-Оленёвке на Тарханкуте).
Выезд из Мелитополя в 8-00 после включённого завтрака, отметили наличие в Мелитополе АЗС ОККО, WOG, ГЕФЕСТ, Лукойл, дозаправка №10 на Shell в Геническе (ОККО потом встречались в Джанкое и дважды в Севастополе), Симферополь с множеством любых АЗС, здесь стоит сразу выезжать на объездную дорогу с востока. Безуспешные поиски в гипермаркетах МЕТРО, ATB и FM-гипер на объездной трассе свежих детских творожков Тёма или Агуша), дозаправка №10 на Shell в направлении Феодосии, Белогорск (есть АЗС Shell и WOG), Грушёвка, Судак (есть пара ТНК от ATAN), Новый свет.
В гостином дворе Князь Голицын
http://www.hotel-golitsyn.com/ заняты ещё единицы номеров, поэтому обещанного шведского стола ещё нет, хотя сервис на уровне, даже детский стульчик в ресторане, прогулки по можжевеловым рощам нравятся даже восхищённому ребёнку, радостно смотрящему на море, горы, небо, ветер и птиц. Есть и в самом посёлке Новый свет немалый можжевеловый парк при спуске от автостанции к морю, есть недорогая качественная столовая (завода шампанских вин, но едят в основном отдыхающие) с оформлением и забавляющими плакатами в стиле 50-х годов типа “Чёрная икра содержит больше белков, чем мясо и яйца” и “Вино перед едой улучшает аппетит”- а кто бы сомневался? Пляж в Голубой бухте посёлка чистый, вода прозрачнейшая. В Судаке встретили на центральной ул. Ленина интересную сетевую пиццерию Челентано
http://www.pizza-celentano.com/net.php с приличной кухней (не только пицца) и даже детскими стульчиками (другие пиццерии Челентано потом встречали в Керчи около рынка, в Евпатории на ул. Фрунзе, в Сумах на Харьковской улице). Однако на шестой день в Новом свете забрали остаток предоплаты и сбежали, ибо в гостиницу приехали на крутейших машинах 50(!) серьёзных мужчин отмечать день рождения…
Остановились в Феодосии. Хотя купаться ездили в результате в сторону мыса Казантип в Щёлкино, ибо Азовское море в начале июня сильно теплее Чёрного (22-24 градуса против 18-20). В Феодосии есть 4 великолепных столовых (две на Галерейной улице, ещё одна рядом с Гастрономом, а также столовая “Кафе Диетическое” на керченском направлении). Понравились, выбор разный, обильный обед с десертами на двоих стоил не дороже 100 гривен (400 рублей). В городе есть несколько АЗС ATAN (под собственным лейблом и лейблом Укртатнафта), две WOG, Лукойл.
При въезде в Щёлкино (60км), как только дорога за базой отдыха Рига (
http://shelkino.com/forum/index.php?topic=129.0 ) отходит вправо от моря, тут же виден слева спуск к пляжу. Пляж – длинный (пара километров минимум), чистейший (спасибо дальновидным местным властям), загорающих туристов минимум, песок(ракушечник) мельчайший, вода самая прозрачная на Азовском море (это вам не Таганрог, не Азов и не Ейск). Дешёвый обильный рынок. Кстати, цены июня на местных(кроме ЮБК) рынках в Крыму такие: черешня 5-25 гривен, клубника 5-20 гривен. Курс, напомню, около 4 рублей/гривну. Причём черешня и клубника (как и ароматнейшие крымские персики в августе-сентябре) за 5 гривен часто отличается от 25 гривен лишь размером и цветом, но не вкусом. Цены Москвы в 150-200 рублей/кг потом шокировали явными многократными накрутками посредников.
Съездили в Керчь. Улица Ленина приведена в прекрасное туристическое состояние, слова местных властей о туристическом потенциале Керчи успешно реализуются. Посетили недавно приоткрытую(не всё так просто, в ворота надо настойчиво стучать и договариваться с гидом) для туристов легендарную крепость Керчь, построенную после Крымской войны знаменитым Тотлебеном (вспомните это имя при изучении истории Севастополя и Кронштадта).
http://video.yandex.ru/users/khodak/view/2/ и
http://mycrimea.su/kerch/museums/fortress/ В лучшие годы в крепости было 700(осталось 300) зданий, многие из которых до 7 этажей вниз, 12000 человек гарнизона. Стоимость 150 гривен за 5 человек за 3-4 часа экскурсии. Наша дочка (8 месяцев) полагаю, была самой молодой посетительницей крепости, с энтузиазмом рассматривала казармы и подземелья, хотя по подземному ходу я ходил с фонарём один, руководствуясь детальной инструкцией гида, военного пенсионера Григория Орла (служившего в крепости много лет). В результате 15 минутного самостоятельного прохождения туннелем с многометровым потолками вышел к автомобилю даже на 10 минут раньше чем гид и жена с ребёнком, возвращающихся поверх.
В Керчи есть 2 АЗС Shell, Formula, несколько ATAN (под брендами ТНК и Укртатнафта), Лукойл. Встретили три сетевых магазина ATБ (
http://www.atb.ua/geografija/ ), два Сильпо (
http://www.silpo.ua/ru/about/adresses/5/ ), Fresh (
http://www.evrotek.com/ru/about/geograp ... simferopol ) и наконец купили рекомендуемые для детей детские творожки Тёма (творожки Агуша на Украине на наблюдались вообще), которые ранее тщетно искали и даже тщетно заказывали в магазинах ATБ Судака и Феодосии. Местные мамы преимущественно дают детям детский кефир в советских мерных бутылочках, но творожки Тёма тоже очень популярны и страшно дефицитны – их раскупают моментально.
Съездили через Этильген и Марьевку на западный край Кояшского озера у Опукского заповедника. Поверьте – 20км коса с отличным ракушечником и сказочной водой стоит часовой дороги по грунтовке южнее Марьевки. Фотографии (не мои!) найдёте в Earth.google, например
http://www.panoramio.com/photo/27318796 и
http://www.panoramio.com/photo/3225510 Обратно в Феодосию другим путём через Марфовку.
После недели в Феодосии поехали через Симферополь в Ялту (планировали остановится на пару ночей в гостинице Ялта, погулять по ялтинскому Приморскому парку, Поляне сказок и Воронцовскому парку в Алупке, но как увидели толпы народа на асфальтовой набережной Ялты под жарким солнцем, уничтоженный олигархами Приморский парк, дорогущие автомобили с российскими номерами типа А001АА**rus с воротилами цементного бизнеса на бизнесконференции в гостинице Ореанда, так без колебаний отменили бронь в гостинице, и по среднему Севастопольскому шоссе (а ведь есть ещё красивейшее верхнее старое шоссе 1850г, идеальное для велопоездки от Фороса до Симеиза! ) мимо Гаспры, Мисхора, Алупки, Симеиза, Мухалатки и Оливы (кто ещё не был на чёртовой лестнице?), Фороса (я однажды ранее в Форосской церкви был свидетелем на свадьбе, причём все были шортах – южная специфика), Ласпи, Севастополя, Бельбека, Николаевки (АЗС Shell), Саки (АЗС Shell, WOG), Евпатории (АЗС Shell, Лукойл), Черноморского(АЗС Shell) – в Оленёвку (бывшая деревня Караджа, мыс Тарханкут), где нас ждала отличная гостиница, ужин, а на следующий день безлюдный чистый пляж на косе из белого мелкого ракушечника, прозрачная вода и отсутствие толп народа. Для ребёнка в Оленёвке самым интересным был мелкоракушечный пляж Караджийской косы, где ребёнок впервые пошёл как черепашка к воде и остановить его было уже невозможно, для взрослых же потенциально очень интересна поездка к скалам Атлеша (сквозной грот, чаша любви, ресторан рыбзавода), а также многочасовая прогулка или велопоездка поверх скал Джангуля.
Неделя в Оленёвке пролетела моментально, разве что однажды в сильно ветреный день съездили на день в Евпаторию – по огромной зелёной парковой зоне с удовольствием прошлись за 4 часа от морпорта до Мойнакского озера, причём пару курортников с ребёнком в прогулочной коляске без проблем пускали во все парки санаториев и домов отдыха. Очень понравилась курортная столовая в сквере на улице Гоголя. Второй раз в Крыму нашли детские творожки ТЁМА в гипермаркете АТБ (их два в Евпатории), так как творожки имеют малый срок годности, хранятся только в холодильнике, а предыдущие из Керчи уже были съедены, в Черноморском же их не нашли по причине отсутствия сетевых магазинов.
Обратный путь в Россию был немного другой. Черноморское, Джанкой, Запорожье (для разминки прогулялись по парку “Энергетик” выше Днепрогэса), Днепропетровск, ночёвка, потом объездная Полтавы через Решетиловку(АЗС Shell) и Диканьку, Опошня (4 интереснейших музея гончарства и рынок гончарных изделий), купание в Ворскле, Ахтырка, Тростенец, Сумы, ночёвка в мотеле Медведь (300 гривен), дозаправка под завязку прибалтийским
бензином на АЗС Укртатнафта, ибо в Брянской области подходящего
бензина нет вообще (из брендовых АЗС в Сумах отмечу ещё три АЗС Лукойл, три Гефест и центральная АЗС Укртатнафта). На КПП Тёткино в 9-00 были первыми, но уже на российской стороне потеряли час из-за автобуса Сумы-Курск, который поехал не через короткую Суджу, а через дальнее Тёткино, видимо есть некий интерес именно здесь. Далее Рыльск (АЗС ТНК красива, но подходящий
бензин в Курской области полностью отсутствует), Севск (есть АЗС Роснефть и Нафтика, но подходящий
бензин в Брянской области отсутствует полностью), Брянск (хорошо пообедали в пиццерии в гипермаркете Линия), А в Калужской области наконец появляется Лукойл с отличным
бензином. Дорога Севск-Брянск неплоха, но на самом южном участке раздражают монотонные стыки плит, а вот от Брянска дорога поддерживается в приличном состоянии, за Калугой же начинается вообще прекрасная автострада.
Поскольку записываю пробег на каждой АЗС, вот цифры километража:
Туда:
Обнинск: 43104
Орёл: 43428
Томаровка: 43722
Полтава: 43941
Днепропетровск: 44120
Запорожье: 44215
Мелитополь: 44328
Джанкой: 44470
Симферополь: 44563
Белогорск : 44609
Обратно:
Черноморское: 46958
Запорожье: 47388
Решетиловка: 47625
Сумы: 47866
Обнинск: 48420
2. Новые фишки ДАИ 2010г.
Скажу откровенно: я управляю очень аккуратно, скорость 90км/ч превышаю только на автобанах, но поймите моё изумление, когда за два дня меня в Украине ловят несколько раз подряд за одно и то же: нарушение правил расположения на проезжей части (рядности) с угрозой штрафа 400-500 гривен. Похоже, в 2010г у дайцев появилась новая “фишка”. Под Запорожьем во время дождя спускаюсь с горки в левом ряду (в правом опасаюсь закрытой водой колейности и ям от фур), останавливают, обвиняют на непридерживании правого ряда, намекают на неприятности, упорно настаиваю на протоколе, после этого даец достаёт камеру из кармана, выключает запись (то есть камера всё время записывала и готова была записать потенциальное предложение водителя о взятке), перематывает на начало и демонстрирует запись движения моего автомобиля, однако в конце концов отпускают без штрафа. Перед Симферополем двигаюсь уже в правом ряду (помню о предыдущем случае) и проскакиваю разметку правого ряда со стрелкой направо (я должен был перестроиться в левый ряд, но там были другие автомобили…) и опять оказываюсь виноватым, история полностью повторяется, отпускают. Далее двигаюсь в единственном ряду, через час перед перекрёстком появляется дополнительная правая полоса для поворота направо и ПРЯМО, после чего в моей полосе появляется разметка только налево, я это всё проскакиваю в левом ряду и попадаюсь. Около Евпатории перед перекрёстком разметка левого ряда говорит о движении влево и прямо, разметка появившегося правого ряда о движении направо, однако в левом ряду стоит грузовик и пропускает встречку для своего левого поворота, я останавливаюсь многоопытно за ним, а обогнавшего нас по правому ряду другого россиянина тут же останавливают дайцы – а как бы поступили вы? Разумеется, перед перекрёстками обычно стоят знаки движения по полосам, но кто из вас их внимательно смотрит?
Что же касается украинских водителей, то самоубийц - море. Абсолютно не воспринимают сплошную линию и запрещение обгона - будут десятками автомобилей (!) обгонять идущий 90-100км/ч (по обычной дороге, где ограничение 90) российский автомобиль даже в зоне сплошной линии и знака "Обгон запрещён". И таких случаев 20-30 КАЖДЫЙ ЧАС. А ещё 4-5 раз была вообще свинская ситуация, когда встречный украинец на прямом(!) участке дороги, явно ДНЁМ видя мои фары, в 200м просто выезжал мне лоб в лоб для обгона, для приличия моргая мне фарами, считая, что я должен уйти на широкую обочину и пропустить его. У нас в России тоже есть ПРОТИВОПРАВНАЯ практика, когда при широкой обочине грузовики уходят на широчайшую обочину (например на бетонке у Воскресенска), но грузовики так любезно пропускают попутных легковушек. На Украине же нахалы считают, что ВСТРЕЧНЫЙ должен уйти за сплошную линию обочины, чтобы пропустить нахала. И они ещё просились в Евросоюз...
3. Особенности прохождения границы Россия-Украина 2010г.
Как я уже говорил, малые КПП Грайворон, Тёткино, Суджа (по информации от сумчан), Шебекино и др. проходятся быстро. Особенно если вы скажете российскому (да и украинскому) погранцу и таможеннику, что проходили именно их КПП неоднократно в прошлом (автомобиль российские погранцы вносят в свою местную базу и видят предыдущую историю, так что не обманывайте) – это приводит служивых в более благодушное состояние. На всех КПП украинцы намекают на возможность ускорения (или помощи в заполнении декларации), но отказ воспринимают тоже нормально, особенно ценится добрый юмор или уважительные слова об Украине. Например, мои ответы, что везу маленькую дочку показать Крым для отдыха и купания всегда воспринимались благосклонно и даже звучали советы, где теплее вода в самом начале лета.
4. Мобильная связь на Украине и в России в 2010г.
- Для разговоров на юге России у большой тройки российских операторов появились недорогие опции со бесплатными входящими во внутрисетевом роуминге, так что подключайте и принимайте вызовы, а при необходимости позвонить родным делайте им намекающий короткий вызов. Например, у Билайн есь сразу две подобные услуги: более выгодная "Роуминг налегке" (
http://mobile.beeline.ru/msk/action/act ... 9286bb4c39 ) и менее выгодная "Наша страна" (
http://mobile.beeline.ru/msk/action/act ... afeb2d5aac ).
- Для Интернета на юге России берите или краснодарскую симку (подбирая тариф у разных операторов, желательно с 3G-покрытием в месте отдыха), или северо-западную (например петербургскую, но не дорогущую московскую) симку МТС тарифа “Коннект3”(
http://www.spb.mts.ru/tariffs/inet/connect3/full_rub/ ), в которой включён внутрисетевой роуминг и трафик всего по 1 МБ/мин.
- Для разговоров на Украине (на примере Билайн) есть смысл или подключать на симке Билайн-Россия опцию “Комфортный роуминг”(Билайн, 100 входящих минут за 895р), и/или “Страны Билайн” (чтобы в сети Билайн-Украина все вызовы стоили дешевле), или покупать местную симку Билайн-Украина с тарифом “29”(+3G) или “Клик”,чтобы на российской симке только определялся номер, после чего Вы с другого телефона с украинской симкой перезваниваете в Россию по 0.7 гривен/мин (менее 3-х рублей/минуту), шлёте MMS в Россию всего по 1 гривне (без тарификации GPRS-трафика)
- Для Интернета на Украине порекомендую брать:
а) или симку Utel (
http://www.ukrtelecom.ua/services/custo ... f/internet , но скоростная 3G(2100Мгц) дешёвая (0.1гр/Мб) связь будет только в райцентрах Крыма (и остальной Украины), в остальных же местах возможен более дорогой(0.4гр/Мб) роуминг через Киевстар EDGE 900/1800 Мгц),
б) или GSM симку Киевстар , у которой есть 3G роуминг через Utel в местах 3G-покрытия Utel.
в) или ещё дешевле симку GSM Билайн-Украина тарифа “29”(лучше с опционной пометкой 3G) или “Клик” с модемом или без (
http://mobile.beeline.ua/ru/services/se ... 7c11ae314f ) - в Крыму и Украине в 2010г Билайн-Украина работает практически везде, сеть малозагружена (украинцев в этой сети немного), тариф от 0.03гр/Мб в крупном пакете, а в крупных городах эта же симка “Клик” тоже может работать в сети 3G Utel . Плюс эту же симку Вы можете использовать для разговоров и MMS с Россией ("Клик" - желательно с опцией “Любимая страна”
http://mobile.beeline.ua/ru/services/se ... 87b9eb5d81 ) . Кстати, с 2010г в Украине Киевстар объединяется с Билайн на базе Киевстара.
5. Для автомобилистов на форуме будут интересны вопросы выбора
бензина и АЗС как на российской стороне, так и на украинской. Рекомендую взять за правило перед заправкой на любой АЗС всегда спрашивать паспорт качества (не сертификат!)
бензина, где за полминуты обращать внимание на серу, смолы, ароматические и олефиновые углеводороды, бензол и давление насыщенных паров
бензина (ДНПБ). Разумеется, фактический
бензин даже на брендовой АЗС может оказаться и хуже паспортного, но уж лучше паспортного он вряд ли будет:
- Сера является медленным ядом для катализатора, причём получающиеся при сгорании
бензина сернистые газы резко ускоряют кислотную коррозию выпускной системы,
- Смолы засоряют инжекторы и клапана,
- Ароматические углеводороды и бензол влияют на нагарообразование (
http://www.a95.ua/2009-10-15-14-02-18/8 ... 4-12-41-51 ).
- ДНПБ влияет на износ, лёгкость заводки зимой и отсутствие паровых пробок летом, хотя при наличии обратной циркуляции
бензина в бак второе менее актуально. По ДНПБ
бензины классифицируются на зимний класс D 60..90, промежуточный С1 50-80, летний B 45-70, жаркий A (не встречал)
http://www.a95.ua/2009-10-15-14-02-18/8 ... 5-11-11-15 ).
- На октановое число
бензина и отсутствие свинца и железа в паспортах качества можно не смотреть, ибо они в паспортах качества (но не в реальности…) всегда нормальные, к тому же датчик детонации современного автомобиля обычно позволяет использовать любой качественный
бензин с октановым числом 92..98.
Для автомобиля четвёртого экологического класса с двумя-тремя катализаторами рекомендуется
бензин евро4 (сера <=50мг/кг(=0.005%), смолы <=5мг/100куб.см, ароматика <=35%) или евро5 (сера <=10мг/кг(=0.001%), смолы <=1, ароматика <=30%). В безысходном случае (когда нельзя подыскать замену в виде качественного низкосернистого
бензина хотя бы А92 или А98) можно долить немного(до нормальной АЗС)
бензина евро3 (серы до 150мг/кг).
В часть дорогих улучшенных
бензинов продавцы добавляют на нефтебазах или в бензовозы моющие присадки, позволяющие не допускать отложений на инжекторах, клапанах и поршнях, а также уменьшающие трение/износ в зоне верхних компрессионных колец. Преимущественно для улучшенных
бензинов используются три присадки (см. одну из статей в
http://www.neftemir.ru/files/mnp-608.pdf ):
- самая распространённая моющая присадка BASF Keropur 3458N в концентрации 0.07% (BP Ultimate, THК Пульсар, Ventus95, Гефест Perfect95, OKKO PULLS95, Formula green95, WOG Mustang95 и др.),
- либо моющая+антифрикционная присадка AFTON Hitec 6437 в концентрации 0.09% (Лукойл A95 ЭКТО+),
- либо моющая+антифрикционная присадка BASF NEMO-6115 в немалой концентрации 0.24% (Shell A95 V-power).
При заправке в регионе, где нет улучшенных
бензинов, продаются для самостоятельного подмешивания в пропорции 0.01% многофункциональные присадки Wynns (
http://www.wynns.su/catalog/category-4/ ... index.html ) или Liqui-Moly (
http://catalogue.liquimoly.ru/index.php ... ike_name=1 ) (в гипермаркете МЕТРО флакон 200мл на 200л
бензина стоит 200р)
По непроверенным слухам, разные присадки при смеси иногда теряют эффективность, так что при необходимости долива другого
бензина ищите
бензин с такой же присадкой или вообще доливайте чистый
бензин без присадок.
А теперь информация, что и где можете встретить в России и в Украине.
РОССИЯ:
- Лукойл (для Москвы и прилегающих областей карта АЗС на сайте
http://www.lukoil.ru/back/azs/azs.asp , улучшенный
бензин привозится с нефтебаз Видное и Софрино, а также с заводов Лукойла в Перми и Нижнем Новгороде). Серы 7..30мг/кг, смол 1..2мг/100куб.см., ароматики 35..40%. То есть отличный сверхнизкосернистый
бензин евро3 с претензией на евро4 (немного не подходит ароматика). По трассе М2(“Крым”) АЗС Лукойл-Центрнефтепродукт располагаются вплоть до юга Тульской области (Щёкино, с левой стороны), причём в Орловской области на объездной Мценска бывшего джоббера уже нет. В 2010г появились в Белгородской области в Белгороде в сторону Шебекино (Волчанская ул 1Б и 139А) и около границы на М2 (687 и 702км) с левой стороны высокого разделителя (
http://nvnp.lukoil.ru/main/content.asp?art_id=8433 )По трассе М3(“Украина”) последние АЗС Лукойл-Центрнефтепродукт в Калужской области расплолагаются справа напротив Куровского и слева напротив Думиничей. По трассе М4(“Дон”) АЗС Лукойл идут непрерывно от Москвы до Новороссийска, но от Липецка до Краснодара
бензин видимо привозится с других заводов(сера 10мг/кг, смолы 3мг/100куб.см.), зато на побережье опять отличный (сера 10мг/кг, смолы 1мг/100куб.см.).
- BP (
http://www.tnk-bp.ru/operations/marketing/bp/ ) и ТНК(
http://www.tnk-bp.ru/operations/marketing/tnk/ , детальная карта ТНК на
http://www.magystral.ru/tnk-magistral/c ... p?lang=RUS ) . В Москве продаётся
бензин A95 евро4 с Рязанского НПЗ (сера 45..50мг/кг, смол 1..3мг/100куб.см., ароматики 28..30%), в Ростовской и Орловской области тоже отличный
бензин, а вот в Брянской и Курской областях на ТНК в июне 2010г не раз видел паспорт А95 с серой более 130мг/кг, A92 с серой 240мг/кг. Более того, в этих двух областях по пути следования смотрел несколько раз паспорта качества на других АЗС (Роснефть, ТНК, Нефтика и др.) – каждый раз серы было гораздо более 100мг/кг – так что подходящих
бензинов в этих регионах похоже нет вообще.
- Роснефть.
http://www.rosneft.ru/Downstream/servicestations/ В Москве
бензин видел A95 с Московского и Ачинского завода (серы 50..100мг/кг), хороший
бензин также в Белгородской области (серы 57мг/кг), но в Курской, Орловской, Брянской и Ростовской областях видимо
бензин других заводов и серы уже много больше 100мг/кг.
- Газпромнефть. Появляются всё новые АЗС, но неоднократно встречал много серы, например в Ростовской области встретил на красивейшей АЗС
бензин А95 с серой 330мг/кг.
- Для путешествующих на юг через Северо-западный регион, а также Тверскую область, добавлю, что там есть ещё отличный евро4
бензин из Киришей, который продаётся на очень многих АЗС (Сургутнефтегаз, ПТК, Nestle и т.д.)
УКРАИНА
- Бензин A95 и A92 Кременчугского НПЗ – продаётся на многих родственных(читайте украинскую прессу) АЗС (Укрнафта, ANP, Авиас, Sentosa). Серы в прошлые годы видел и 700, и 1000мг/кг, потом даже интересоваться перестал. Кроме А95/А92, недавно появился ещё и КБ95/КБ92 (Читайте
http://www.a95.ua/2009-10-15-14-02-18/6 ... 2-14-11-10 и
http://www.a95.ua/2009-10-15-14-02-18/6 ... 2-13-11-04 ) Помнится, в 2007г..2008 я поражённо фоткал паспорт кременчугского
бензина с серой 1000мг/кг даже на АЗС Лукойл в Джанкое и в Полтавской области,
- Бензин A95 евро3 и A92 (серы 100мг/кг) Лисичанского завода группы ТНК/BP
http://www.tnk.ua/motorist/networks/ ) – тоже продаётся на очень многих АЗС, в первую очередь на ТНК - неджоберские АЗС есть только в Киеве, остальные джоберски.
- А92 Мозырского НПЗ (Беларусь) – хороший
бензин с серой 60..150 мг/кг
http://mnpz.by/index.php?lang=ru&kp=products&artid=3 - многие украинцы ценят стабильное качество белорусского A92.
- Бензин Одесского НПЗ Лукойла – А95 евро3 и близкий по качеству А92.
http://www.lukoil.ua/rus/products/petrol- Бензин A95 евро4 (серы до 30мг/кг) румынского НПЗ Лукойл. Из него делается элитный лукойловский
бензин А95 ЭКТО+ с присадкой Afton Hitec 6437 0.09% (
http://www.lukoil.ua/rus/auto/refuel) .
- WOG (
http://wog.ua/rus/azs/ ) – тоже на основе румынского
бензина, но с моющей присадкой BASF Keropur 3458N 0.07%
- Formula (
http://www.formula.ua/gas-stations-netw ... ogram-azk/ ) – бывшая Укртатнафта, тоже на основе румынского
бензина, но с моющей присадкой BASF Keropur 3458N 0.07%. Информация на сайте говорит о евро5 , именно такой прибалтийский
бензин и был на Formula в 2008-2009гг, но в 2010г я видел только паспорта качества с румынским
бензином евро4.
- Прибалтийский
бензин евро5 (серы до 10мг/кг) из Мажейкяйского НПЗ (Литва)
http://orlen.com.ua/company/documents/. Продаётся прибалтийский
бензин как элитный
бензин на многих украинских АЗС(
http://orlen.com.ua/azs/netlist/ ), обычно с моющими присадками, без присадок видел только OKKO A95(не PULLS95) и ATAN A95premium, а также как A98 на ряде АЗС.
Подробнее о некоторых продавцах прибалтийского
бензина евро5 на пути в Крым:
- SHELL (
http://www.shell.ua/home/content/ukr/pr ... n_locator/ ) – A95 V-power (c моющей+антифрикционной присадкой BASF NEMO-6115 0.24%), простой же A95 – лисичанский евро3. По бонусной карте SHELL можно сразу же получать бонусные товары. В два раза менее выгодно, к тому же только после 2-3х недельной регистрации в Киеве Вашей анкеты – получать скидку 0.4гривны/литр за
бензин в обмен на 15 баллов/л (50 гривен – это уже бутылка Pepsi).
- OKKO (
http://www.okko.ua/ru/filling-stations/ ) А95 PULLS95 (c 3458N 0.07%) и A95(без присадки) – оба евро5, A92-белорусский. Есть бонусная система Fishka, но мне показалась малополезной.
- Параллель (
http://www.parallel.ua/parallel/ и
http://www.parallel.ua/retail-prices/ ). Perfect95 (евро5 с 3458N 0.07%) и Perfect92 (белорусский A92 с 3458N)
http://www.parallel.ua/products/fuel/ - Гефест (
http://www.psel.pl.ua/map.php - почти parallel.ua
- Нефтек (
http://www.neftek.ua/stations2.html )
- ATAN (часть из них под собственным брендом ATAN, часть под брендом ТНК, часть под брендом Укртатнафта):
http://www.atan.biz/map_azs_4.php Бензин A95 premium на них – прибалтийский без присадок
http://www.a95.ua/2009-10-15-14-02-48/6 ... 6-10-38-08 , обычный A95-лисичанский. Интересно, что есть в Крыму и другие джобберы ТНК и на них
бензин A95Premium – это нечто совсем другое (например, на ТНК-ТЭС это лисичанский A95 с увеличенным процентом МТБЭ и повышенным октановым числом).
В июне 2010г отметил такие цифры из паспортов прибалтийского
бензина евро5 SHELL V-power (серы 7мг/кг, смол 1мг/100куб.см., ароматики 14%, бензола 0.35%) и румынского
бензина евро4 на WOG(серы 27мг/кг, смол 2мг/100куб.см., ароматики 30%, бензола 0.9%)
Понимаю, что большинство вышеизложенной информации о
бензинах в Украине является избыточной для многих автомобилистов. Поэтому упрощённо разделю АЗС на пять групп в ценах июня 2010г:
1. Бескомпромиссный
бензин Shell (прибалтийский евро5 с 0.2% моющей+антифрикционной присадки BASF NEMO-6115 0.24%) по 9.25гр/л
2. Отличный прибалтийский
бензин евро5 с 0.07% моющей присадки BASF KEROPUR 3458N (OKKO PULLS95, Параллель, Гефест, Нефтек, АТАН, КЛО, Укравто и др.) по 8.20-8.80гр/л
3. Отличный румынский
бензин евро4 (Лукойл A95Экто с моющей+антифрикционной присадкой AFTON HITEC 0.09%, WOG Mustang95 и Formula Green95 с моющей присадкой BASF KEROPUR 3458N 0.07% ) по 8.00-8.20 гр/л
4. Качественный лисичанский, одесский и белорусский
бензин евро 3 без моющих присадок тоже по 8-8.20 гривен/л. Преимуществ перед предыдущей группой
бензинов по той же цене не вижу.
5. АЗС с кременчугским A95 (КБ95) по 7.90-7.95 гр/л. Уверены?
Лично я в предыдущие годы выбирал вторую и третью группу АЗС(кроме Лукойла),
бензины которые имеют одну и ту же моющую присадку и полностью смешиваемы, а в июне 2010г заправлялся только на Shell - захотелось почистить двигатель. Жаль. что
бензин евро5 в России почти невозможно купить (разве что норвежский АИ98 евро5 на Статойле (
http://www.statoil.ru/ по неприличным 36р/л и некоторых других редких АЗС) В любом случае, даже при заправках на брендовых АЗС безопаснее дозаправляться почаще (я это делал ещё и для физической разминки) каждые 100-150км по 10-15л и на разных сетях (чтобы избежать дурного бензовоза, посетившего ранее несколько АЗС одной сети), чтобы в случае попадания некачественного
бензина смесь оказалась всё-таки более-менее съедобной для двигателя.
Скоро в дорогу?
p.s. (По просьбе форумчан)
Про Кояшское озеро.
Фильм 80 годов "Отроки во вселенной" снимался именно в нижней части горы Опук с живописными видпми на Кояшское озеро. Обязательно разыщите туристический атлас-километровку Крыма. Есть например на многих АЗС Лукойл-Украина и др. по 30 гривен. В Москве в три раза дороже
http://www.mdk-arbat.ru/bookcard?book_id=6609559 . По нему спокойно можно разыскать и дорогу на мыс Чауда и Чаудинский маяк, и в Опукский заповедник, и на заброшенный багеровский аэродром и т.п.
Дорога на Кояшское озеро: сначало до Марьевки (с трассы Феодосия-Керчь через Марфовку-Пташкино или через Керчь-Эльтиген -обе дороги по хорошему асфальту). Далее по карте
http://www.ukrmap.net/map.php?x=L-37-097 выезжаете из Марьевки с главного перекрёстка (Марфовка-Керчь-Яковенково-Борисовка) строго на юг по отличному асфальту (в сторону хутора Борисовка, до которого вы не доедете), объезжаете слева под прямым углом ферму с забором на юге Марьевки, сразу на фермой вправо-вверх под 30 градусов на полевую дорогу, далее 3-5 км холмами 98.8 и 89.0, 87.8 , дорога спускается к северному краю Кояшского озера и бесполезным остаткам 50 километровой военной насыпной дороги ( Приморский-Чауда-Опук) с предупредительными щитами о заповеднике. Объезжаете озеро справа, то есть западнее (восточнее озера у подножия горы Опук очень красиво, но там территория Опукского заповедника и лесники прогонят) , мимо горы Приозёрная 44.9 и выезжаете на Кояшскую косу. Восточнее начинается Опукский заповедник (но лесники сюда по косе редко доходят), можно искупаться в розово-солёной воде озера и измазаться чудодейственными глинами, западнее коса длится вплоть до развалины заставы Причальное и Узунларского озера, далее начинается огороженный российский военный полигон Чауда, сквозь который проходит уже встреченная вами ранее военная насыпная дорога в сторону Приморского, но вас там не пропустят и к маяку Чауда (не в этот же день!!!) надо подъезжать с другой стороны через Кирово (но не через Приморский, там дорога идёт якобы через дома отдыха, что у топографов традиционно означает воинские части.)
Дорога на мыс Чауда: Трасса Феодосия-Керчь, поворот на Кирово, потом неплохой асфальт до Кирово, потом Яркое, потом хорошая полеапя дорога несколько километров на юг до старой военной дороги Приморский-Чауда-Опук, на которой сохранились остатки асфальта. Далее по военной дороге строго на юго-восток до живого хутора(с надписью ОТФ к вадрате 24-00 на карте
http://www.ukrmap.net/map.php?x=L-36-108 ) (он там один похоже с переселенцами) и заасфальтированной площадкой справа (разворот для автобусов? Они здесь ходили?). После хутора ищите через пару сотен метров грунтовку направо на 45 градусов (если проскочите, то через 2-3 километра асфальт упрётся в КПП российского полигона) и езжайте грунтовкой на юг красивейшей степью с морем птиц и цветов, а также уникальным чаудинским грибом(якобы, завезла Екатерина, а так растет только в Англии), вскоре слева к дороге постепенно приблизится сетчатый забор полигона вблизи горы Акбулат-Оба (см. карту) и вдоль забора вы доедете вплоть до маяка и прекрасных пляжей внизу. Дорога легко проходима для легковушки в сухую погоду (глина!), но смотритель маяка может ездить и через полигон (асфальтовая дорога хорошо видна на карте). Западнее маяка в 100..200м есть очень интересное городище с античными колодцами... Если поищете, найдёте... Полигон в коматозном состоянии, последний раз отсюда несколько лет назад пускали ракеты и сбили российский ТУ-154… История полигона, особеннов 50-е и 60-е годы очень интересно изложена в Интернете.
Пару лет назад я сам попал в историю на пляже южнее маяка Чауда, когда в момент романтического купания нагишом рядом с нами над водой поднимается... голова настоящего морского змея. После чего я, проходивший в армии обкатку танками, пулей вылетел на берег.
Уже после отпуска нашёл статьи:
http://www.legend-sevastopol.ru/read/230.htm и
http://www.kport.info/dosug/weekend/ind ... T_ID=11384 и
http://dodo.rybalka.com/blog/view/192/Я же тогда через пару минут оклемался, взял фотоаппарат, с предосторожностями вернулся. Оказалась полевая змея длиной 1.5 метра, которая заползла с берега в море видимо для охоты на рыб и которую я позже отснял на фотоаппарат. Но определить мгновенно в момент всплытия расстояние и размер вздыбившейся головы змеи невозможно, так что испуг был конкретный...
p.p.s. Вот ссылка на всё собрание крымских карт
http://www.ukrmap.net/krim.html p.p.p.s. Если у кого дизель, то вот интересный блог о дизеле:
http://denn.blox.ua/2009/11/Strashen-li ... yuyut.htmlhttp://denn.blox.ua/2009/11/Strashen-li ... ast-2.htmlp.p.p.s. Интересный сайт по Крыму:
http://www.zverozub.com/