Доброго дня всем. Хочу выразить слова благодарности авторам и участникам данного форума за всю собранную и собираемую информацию, которая оказала огромную помощь нашему экипажу в подготовке и поездке в/на Украинскую землю.
Итак, экипаж: я – водитель/штурман, жена – стюарт и помощник штурмана, сын – пассажир и помощник помощника штурмана. Авто Пежо (он же пыжик) 4007 2,4 л., оборудованный радар-детектором whistler, видеорегистратором и набором автомобильных карт. Выезд 9 августа приезд 31 августа. Заправляли по дороге в основном на шелл и лукойл, один раз была какая-то непонятная заправка видимо бывшая ТНК только без «Т», в Крыму заправлялся на wog и еще не помню названия с эмблемой фонтанирующего слоненка. Обратил внимание, что много заброшенных заправок татнефти и много бывших «ТНК» с замазанной первой буквой
.
Сразу хочется сказать, что мы не являемся большими любителями моря, хотя плавать умеем (за исключением сына, пока еще учится) и бассейн периодически посещаем. Посему поездка на море была вызвана больше необходимостью, чем острым желанием. Хотелось добавить иммунитета подрастающему поколению перед походом в первый класс, т.к. болеть наше поколение хоть и не любит, но делает это часто. Взвесив все «за» и «против» был выбран Крым, а потом и два основных места отдыха – Мирный и Кача.
Изначально предполагал поездку через Белоруссию, т.к. два года подряд уже проезжал через нее в Европу и дороги мне там очень и очень понравились, но проштудировав на данном сайте информацию по пограничным переходам, в последний момент изменил М1 на М3 и ПП Николаевка - Ломаковка.
Старт пробегу был дал рано утром 9 августа около 5 утра и залив полный бак на шелл проехав пустую утреннюю Москву двинули полным ходом по Киевскому шоссе. За время поездки всегда старался держать скорость +20/+30 к разрешенной, больше ехать как-то и не хотелось на груженной почти под завязку машине, да еще и с ребенком.
Свободная дорога радовала нас не долго, ремонты начались очень быстро и если сначала они были малозаметны, то с ремонтами мостов (если не ошибаюсь в Калужской области) стало тоскливо. На каждом мосту было организовано реверсивное движение либо через светофор, либо с помощью специально обученных людей в спец. жилетах. Поэтому продвижение наше значительно замедлилось и немного блуканув в Стародубе на ПП прибыли где-то в 13-30. На ПП нас ждали трое скучающих работников перехода и полное отсутствие машин, почти сразу за нами подъехало еще три машины. Нашу таможню прошли вообще сквозняком, пока один отмечал документы, другой подошел на предмет осмотра авто, но увидев в машине ребенка и кучу вещей прилагавшихся к нему, махнул рукой – проезжайте. Далее была украинская таможня где также никого, но даже здесь из ставшей за нами на осмотр авто ринулся пассажир на отмечание паспортов впереди меня. Чтож так трудно подождать одну авто, ведь впереди больше вообще никого, но видимо врожденное чувство жжения в одном месте не дает таким людям покоя (интересно они все пытаются сделать как можно быстрее???). В итоге при проверке авто был первым, при отметке документов вторым. Ну да ладно, все равно в итоге ПП был пройден минут за 15-20 с учетом проезда между нашей и украинской таможней, т.к. располагаются они не плечо к плечу.
Далее, перекусив недалеко от перехода на обустроенных пунктах отдыха, и переведя часы на час назад двинули на Чернигов. На первый взгляд город понравился, если была бы возможность остановились бы для осмотра, но хотелось поскорей попасть в Киев и поэтому проехали без остановок. В гостиницу Киева прибыли около 17-00 и покидав вещи пошли гулять по городу. Гостиница понравилась, располагается на самом Крещатике, хотя и вход со двора, есть парковка, хороший Wi-Fi и хорошая шумоизоляци, кому интересно вот она: [url]http://www.booking.com/hotel/ua/kreschatyk-guesthouse.ru.html[/url]. За время пока не стемнело окончательно успели посетить Софийский собор, Михайловский собор, майдан Незалежности, Андреевскую церковь, сам Крещатик и покатались на местном метро от Тараса Шевченко до Площади Независимости (давка в районе 22 часов в вагонах была жуткая, рижские шпроты отдыхают). Киев понравился, с удовольствием съезжу еще как минимум раз для дальнейшего осмотра.
С утра пораньше позавтракав в близ находящемся заведении «Пузата Хата» (очень приличная альтернатива вражескому Макдональдсу) и закупив на Бессарабском рынке сала четырех типов двинули в путь. Кстати, на рынке решил купить себе сушёную воблу, чтобы значит вечерком попить пивка (пиво кстати местное на любителя, мне не понравилось,), т.к. рынок только открылся, то выбор ее был совсем небольшой, а посему просил у первого попавшего продавца почем, в ответ 70 гривен за штуку
!!! Переведя это в рубли и округлив глаза переспросил «Сколько???» (думал мож ослышался), получаю ответ - 70, это же ручная работа (???) и видя что мы уже собрались уходить, говорят есть для нас подешевле, в итоге купили 6 штук за 80 гривен.
Из гостиницы выдвинулись между 9 и 10 часами утра (или дня) и двинулись по трассе Е95 на Одессу. Далее без заезда в нее на Николаев-Херсон-Армянск-Раздольное-Столбовое-Евпатория-Мирный-Кооператив «Нептун» (конечная точка данного пробега). На место прибыли около 20 часов, и встретившись в хозяйкой наших апартаментов быстренько заселились. Место проживания как и его расположение понравилось. В нашем распоряжении было две больших комнаты на двух этажах (примерно 18 – 20 м²). Обе делились раздвижными перегородками еще на две. На первом этаже получалась кухня и столовая, на втором две спальни с балконом. Стоило это удовольствие 1000 гривен в сутки (цена соответственно зависит от сезона, мы попали в самый дорогой). При этом залив Донузлав находился от нас метрах в десяти, море подальше, может метрах в 300-тах. Минусом всей идиллии можно назвать критическую ситуацию с водой: на каждое жилье хозяевами установлены большие емкости (зачастую по 500 литров) из которых насосом идет раздача воды на нужны жилья. Закачка же воды в эти емкости проходит один раз в сутки и время закачки регламентировано, т.е. не пока заполнится емкость, а пока не выйдет время. За все время проживания наша емкость до краев ни разу не заполнялась. При этом пить данную воду, равно как и готовить на ней не рекомендовано, для этих целей нужно покупать воду либо в магазине при гостинице Кристи по 18 гривен за 6-ти литровую бутыль, либо в кафе-магазине при кооперативе, где идет на разлив по 1 гривне за литр. К слову сказать, даже не наполненной емкости нам для тех нужд вполне хватало, и постирать можно было в машинке (не каждый день конечно) и мыться спокойно каждый день и на другие не менее необходимые нужды.
Первое время купались на заливе, сын учился плавать, а волн там нет, да и ближе к месту проживания, то за зонтиком сбегать, то за водой, то еще за чем-нибудь. На заливе уложены бетонные плиты, которые кое-где уходящие немного в залив, для спуска же в воду предусмотрены деревянные ступеньки. Вода чистая и прозрачная до дна, можно легко собирать ракушки на песчаном дне. Для детей место классное, для взрослых по мне так не очень, залив мелкий, есть небольшие глубокие участки метров по 5-6 длинной за ними опять чуть выше пояса. За это видимо и полюбили залив любители винд и кайт серфинга, которых там хватает в избытке, но купающимся они никак не мешают. Периодически попадаются небольшие медузы. Жаль только, что некоторые владельцы коттеджей выходящих к заливу и гордо именующих себя гостиницами не хотят убирать у себя под окнами и периодически в некоторых местах скапливаются кучи мусора. Первая вылазка на море запомнилась каким-то невообразимым количеством медуз, т.к. оно тоже мелкое пытался пробраться к участку на котором можно поплавать, но чем дальше от берега тем их было все больше и больше, в итоге при каждом взмахе руки или ноги, цеплял минимум одну, поэтому плюнув ушел загорать. Море также чистое и прозрачное с песчаным пляжем, который к слову говоря тоже как и на заливе не очень чистый: пакеты, бутылки, стаканы, а также органические удобрения оставленные лошадками, тут же катающими детей. К слову говоря места эти скорее для семейных пар с детьми, т.к. из развлекающей инфраструктуры тут ничего нет. От гостиницы Кристи правда открыт центр виндсерфинга и пара больших надувных горок, да еще пожалуй катание на банане, вот и все. Есть немного кафе, предлагающих хорошую домашнюю еду и два магазина, один при Кристи и один на территории кооператива (Дельфин), предлагающих сильно ограниченный ассортимент (на жизнь, впрочем, этого тоже хватает). В Дельфине продавали вкусную рыбу собственного горячего копчения, которую разметали на раз и вино массандра разливаемое из больших фирменных стеклянных бутылей, тоже очень вкусное
. Но едут сюда не за клубными и прочими развлечениями, а чтобы отдохнуть с детьми. Мы вообще готовили сами, закупая мясо, овощи и фрукты на рынке в г. Мирном. Самое главное чтобы повезло с жильем и хозяевами, нам вот повезло, даже когда произошла авария и прекратилась подача технической воды, хозяйка договорилась и ее привезли в бочке на наш коттедж, закачав всем проживающим под завязку. Так же много людей которые ищут жилье прямо на месте, частично из-за того что обещали одно, а на деле получился полный кошмар. Общались с ребятами которые приехали двумя семьями и поселились в условиях, когда не было горячей воды и даже детей было нельзя толком искупать.
Во время пребывания на Донузлав была совершена вылазка к знакомым в Малореченское через Симферополь – Алушту и небольшой серпантин. Там уже пляж был из гальки и учитывая особенности гористой местности гораздо уже чем в Мирном и море тоже погрязнее и влажный воздух. Но на вкус и цвет как говорится каждому свое, и потому побережье от Алушты в сторону Судака густо усеяны палатками «дикарей».
Отдохнув еще несколько дней на озере Донузлав и не забыв посетить Евпаторский дельфинарий, мы поблагодарив хозяйку двинулись на второе место нашего круиза в п. Кача, попутно заехав в г. Бахчисарай и посетив Бахчисарайский дворец. В Каче разместились в апартаментах комплекса «Наш парус». Здесь уже пляж был песочно-галечный, скорее даже галечный, при этом зайдя в море и пройдя метра 3 под ногами уже был песок. Море встречало нас небольшим волнением, как потом выяснилось волнение у него начиналось каждый день после обеда. До обеда море чистое и спокойное, после начинала идти волна и к вечеру уже море было рыжим. На следующий день после нашего прибытия началось самое интересное. Сначала начались серьезные перебои со светом, причем во всей Каче, непонятно с чем было связано, толи из-за аварии (официальная версия) толи из-за того, что мощности электроэнергии на всех не хватало (общеобсуждаемая версия). Сначала гасили только утром и вечером, как раз во время утреннего и вечернего максимума, потом стали гасить уже и днем. А учитывая, что готовить мы собирались сами, и набрали с утра кучу продуктов забив холодильник, не работа последнего начинала потихоньку напрягать. Плита для готовки тоже была электрическая, в итоге света нет, ходи голодный и грязный (не было воды, так как насосы не качали). Внизу комплекса правда есть ресторан, но он то же питается от нашей сети и у него тоже света не было. Потом правда на ресторан и магазин внизу запустили дизель. Через некоторое время после отключения света совсем пропала вода и настали вообще чудесные времена. Решили не сидеть в душных обезвоженных «апартаментах» и поехали путешествовать с возвращением на ночевку. Проехали по побережью до Судака с обязательным посещением Нового Света с тропой Голицына, собственно там кроме завода игристых вин и этой тропы смотреть то и нечего. Тропа Голицына прекрасный пример тому как делается бизнес в Крыму: получение максимальной прибыли при отсутствии инвестиционных вливаний (хотя подозреваю такой же бизнес процветает и на нашем черноморском побережье). Пройдясь по тропе появились мысли организации тропы Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде, тропы Лермонтова в Пятигорске и еще пару троп, скажем так по 150 руб. за вход
. А еще можно создать тропу Ломоносова, там вообще можно по 1500 брать ежели пешком пускать, а ежели на обозе то еще дороже
. Приехали в Генуэзскую крепость очень удачно попали на представление по штурму крепости с пиро и светотехникой. Было очень прикольно, взрывы, бои рыцарей и горожан с разбойниками, пожары, даже сделали небольшой деревянный макет крепости, который неоднократно поджигали при штурме, все это комментировалось ведущими. Представление было недолгим, но нам очень понравилось. Сама крепость тоже понравилась, хотя всю обойти не смогли (основные силы остались на тропе Голицына), поднялись до Консульской башни, осмотрели окрестности и выше уже не поднимались. Из полезного также из данной поездки было вывезено 4 бутылки игристого полусладкого. Вторая наша вылазка, из неласково принявшей нас Качи, была в город-герой Севастополь. Здесь времени у нас было побольше и осмотреть удалось больше. Вообще попав в Севастополь ощущение, что ты попал обратно в Россию. Все названия на русском, везде свои морячки, много машин с российскими номерами. Удалось посетить панораму, музей Черноморского флота России, набережную и Херсонес Таврический. Особенно запал в душу музей истории черноморского флота, много экспонатов, везде подробное описание и прохладно.
После этого были еще планы посещения Ялты и окрестностей, но на следующий день у сына началась жуткая диарея с рвотой, а в совокупности с отсутствием воды и света в наших апартаментах, это было жуткое испытание
. Было принято решение валить оттуда чем быстрее тем лучше. Созвонившись с отелем Кристи в том же Мирном, мы уже вечером поселились в него. Кача оставила у нас о себе весьма плохое впечатление, особенно комплекс «Наш Парус». Уж если взялись делать крутые комплексы, так надо продумывать и системы электро и водо снабжения. А так опять логика супер бизнеса, слупить с отдыхающих по максимуму, а вложений сделать минимум. Фиг с ним, что люди мучаются, не приедут эти, так другие приедут, все равно свое отобьем. Опять повезло с хозяином жилья, списались с ним объяснив ситуацию и сказали, что хотим уехать раньше, он извинился, сказав что раньше такого не было и согласился вернуть деньги за непрожитые дни. Могу поверить, что прям именно такого не было, но местные жители в магазине говорили, что отключения света летом у них не редкость, гасят в основном вечером (опять период вечернего максимума) в основном от 20 минут до часа по пол поселка. Собственникам же и съемщикам апартаментов в этом комплексе хочется пожелать терпения, т.к. управляющая компания видимо еще не скоро разберется со всеми косяками. Еще в Каче местным управлением выпущен интересный указ, продавцов магазинов которые будут обслуживать мужчин с голым торсом или женщин в купальнике ждет штраф в размере 50 гривен (это правда не касается магазина на набережной комплекса «Наш Парус»). Поэтому в самом поселке на магазинах и рынках висят объявления, что вход к ним в таком виде запрещен. Интересно а если женщина зайдет к ним с голым торсом буду обслуживать???
Отдых в Кристи ([url]http://christiehotels.com/[/url]) оставил только приятные впечатления. Двухкомнатный номер стоил 720 гривен в сутки (заселились уже после 25 августа и плюс у них были какие-то скидки). В номере все необходимое плюс быстрый Wi-Fi, периодически он запрашивал подтверждение пароля, но меня это не напрягало. Каждый день смена полотенец, раз в два дня уборка номера. Попросили электрочайник - дали без проблем. Каждое утро на завтрак выдаются талончики, выбор хоть и не большой, но есть несколько видов каши, мясных блюд, в-ообщем вполне приемлемо. При походе на пляж также даются талончики на лежаки (для простых смертных они стоят 30 гривен в сутки). В ресторане гостиницы также есть комплексные обеды. Из минусов могу отметить только отсутствие детского меню, не было его кстати и в отеле Натали, несмотря на указания в рекламных буклетах, разложенных на ресепшене гостиницы Кристи.
Перед самым отъездом выкроили денек и съездили таки в Ялту. Т.к. ехать по побережью уже не хотелось поехали через Саки-Табачное-Бахчисарай-Танковое-Соколиное-Виноградное. Вот на этом участке мне кажется самый прикольный серпантин, протяженный со сплошными поворотами под 180 градусов, с узкой дорогой, где еле-еле могут разъехаться два автомобиля да еще и ремонты на нем шли. По сравнению с ним серпантин под Алуштой детский сад возле университета. После него как заново учится ездить, за полтора часа кружевов забыл что есть зеркала, там-то в них смотреть бессмысленно, идиотов обгонять нет, одно неверное движение и ты уже летчик в полете. Так что от серпантина я был в полном восторге, но пассажиры на заднем сидении сказали, что обратно мы там уже не поедим ни за какие коврижки. Поэтому обратно ехали по побережью. В Ялте первым делом был Ливадийский дворец, потом Массандра с оптовыми закупками, зоопарк где нам тоже понравилось, но считать его прям таки лучшим я не могу. Да, этот частный зоопарк заслуживает уважения к человеку, который его создал и продолжает развивать без помощи государства. Да, есть фишка по возможности кормления животных и это очень прикольно. Но мне после зоопарка в Праге и замке Шенбрунн (Вена) он показался маленьким с небольшими клетками для животных и птиц. Но зоопарк молодой и ему есть куда развиваться, дай Бог его владельцу сил и терпения в этом. После зоопарка был заезд на ласточкино гнездо, где впервые за 18 дней пребывания в Крыму мне дали квитанцию за оплату парковки
. Я сначала даже и не понял, что это, настолько неожиданно получилось. Кстати, много бесплатных парковок я видел только в Севастополе, во всех остальных городах было все платное от 10 до 30 гривен без ограничения времени стоянки.
Но какой бы не был отпуск, он имеет свойство заканчиваться, вот и нам пора была собираться обратно. Раненько по утру, а именно 30 августа в 04-30, в залив и море были брошены все имеющиеся монеты Украинского государства и был дал старт на Москву. Маршрут был выбран следующий: Евпатория-Симферополь-Джанкой-Запорожье-Красноград-Валки-Богодухо-В.Писаревка-ПП-Грайворон и далее по М2. Обратная дорога по Украине запомнилась, равнодушными, а иногда и грустными взглядами инспекторов ДАИ, которые на небольшие нарушения никак не реагировали на уезжающих, да еще пожалуй дорогой от Богодухова до В.Писаревки. Я конечно читал, что она разбита, да и знакомые говорили, дорога дрянь зато ПП свободный, но что настолько разбита дорога, собственно ее и дорогой то назвать трудно, по сравнению с ней дорога от Мирного до кооператива «Нептун» которую неоднократно ругали, это скоростная автомагистраль. Если бы в 41-м были такие дороги, фиг бы немцы их проехали на танках, все бы там и остались (подозреваю, что как раз с тех времен эта дорога и осталась в первозданном виде). Особенно впечатлило пара фур, идущих от ПП по этому скоплению ям, не имея возможности маневрировать как мы (правда зачастую это было бесполезно), но с такими кренами все это проходили, что их было откровенно жаль. На ПП прибыли примерно в 14-15. На въезде получили предложение ускорения, но т.к. на самом контроле при этом было всего две машины, вежливо отказались. Ну и соответственно началось, ах вы у нас первый раз и заезжали через другой ПП, давайте заполним декларацию по авто, давайте проверим номер кузова, а что в багажнике, а что вывозите, а сколько. На вопрос, а какая собственно Вам разница сколько я вывожу вина и всего остального ответ, ну у Вас могут быть проблемы с таможней на въезде в Россию. Так я может как раз и везу российским таможенникам
, и Вам то что от моих проблем. Но даже со всем этим уложились минут в 10. Суровый дядька, ставящий печати в паспортах спросил где пассажиры, говорю в машине, я хочу их видеть. Открыл ему заднее тонированное стекло через которое их стало видно как на ладони, начал ворчать: « вот все даже с грудными детьми выходят, а вы мол с семилетним не хотите». Я говорю вы же не сказали выйти и подойти к Вашему окну, надо выйдем, а лица и так видно, к тому же там все вещами сзади завалено, выбираться долго. После этого поставил печати и мы двинулись на российскую таможню. Там попросили выйти жену, ребенок остался в машине (хотя он так мечтал сам подавать дяде таможеннику свой загран паспорт, но на сей раз не судьба). Проверка машины заключалась в осмотре заднего сидения с подстаканниками, бардачка, подлокотника и багажника, попросили снять часть вещей сверху (как раз лежал пляжный зонт с подставкой и ноут). Открыли массандровский ящик с вином пересчитав бутылки, но там еще с утра была благоразумно оставлена провозимая норма в 8 бутылок и я с честными глазами сказал, что больше мы и не брали, чтоб ничего не нарушать. Похвалили за сознательность, и отпустили с Богом. Простите меня господа таможенники за небольшой обман
(вот попросил прощения и легче на сердце сразу стало), но вина конечно было больше, хотя я уверен, они знают, что многие провозят далеко не разрешенную норму. Итого на весь переход было затрачено примерно 30 минут и уже в 15-45 (это уже с переводом времени на час вперед) мы выехали с территории ПП. Далее была тяжелая поездка по М2. До Курска еще нормально, потом ремонт моста на объездной и пробка вызванная реверсивным движением по нему. Хуже всего был отрезок от Курска до Тулы. Уже стемнело, на большинстве участков сплошная, ремонты и отсутствие разметки, да еще начала какая-то пакость моросить сверху. Неоднократно было желание свалить на М4, я ездил по ней в прошлом году и по сравнению с М2 это просто автобан, но в темноте было уже не охота делать крюки. После Тулы стало намного легче, даже ремонты перестали ощушатся, т.к. появилось по две-три полосы в одну сторону и наконец-то большая часть фур легла спать. Москва нас встречала небольшой моросью и конкретной пробкой из фур на внутренней стороне МКАД, хорошо что мы ехали по внешней стороне. Домой прибыли в 01-30. Описанный обратный маршрут обошелся в 1555 км. и 20 часов поездки (с учетом перевода времени). Суммарный пробег за время отпуска составил 5200 км. (ранее пробеги по Европе были 5700 и 5300 км. поэтому рекорд не поставлен).
Ну вот наверно и все в окончании немного о проживании: все места, кроме неожиданного в отеле Кристи, были забронированы заранее и частично оплачены: в Каче 100%, в Мирном за первый день, в Киеве предоплаты не было.
Ну как-то так, спасибо за внимание. Буду рад если кому-то отчет окажется полезным.
Немного фото.