Как обычно: предполагаешь одно, а получается другое. По приезду в Армянск на меня нападает такая нега, что сопротивляться ей бесполезно. Ни в понедельник, ни во вторник не смог заставить себя сесть за отчёт. Да что там отчёт, форум и то почти не смотрел. Пора исправляться.
[b][size=150]Отчёт для ленивых[/size][/b]
Выехали из Москвы в 10-40 в воскресенье, 29.06.2009. Дорога на всём протяжении от Москвы до Армянска сносная, на границе два часа, из них час сорок у россиян и 20 минут у украинцев (через зелёный коридор, разводов не было). Деньги менял на первой же заправке после границы. На "новую" трассу попал, казачков не видел, с ГАИ не общался, самый дешёвый бензин по России в Тульской, Орловской и Курской областях (в среднем 19,40 руб. за литр 95-го), самый дорогой на Белгородчине (22 руб. / л.), по Украине в Харьковской области 6,80 - 6,90 грн., в северном Крыму 6-90 - 7,20 грн. В Армянске были в 6 утра по Москве.
[size=150][b]Отчёт поподробнее[/b][/size]
[b]Москва - Тула[/b]
Выехали в 10-40 (Измайловское шоссе), далее на шоссе Энтузиастов, МКАД и собственно М-2. Дорожное покрытие на ней намного лучше прошлого года, даже на мостах нет откровенно вздыбившихся плит или провалов. Правда, в паре мест ремонт с сужением и с переводом встречных машин на нашу сторону. Поэтому в особо популярные дни и время выезда можно и в пробку встать. "Новый" отрезок всё так же сопровождается встречным собратом недолго, через некоторое время всех перекидывают на одну сторону будущей полноценной автомагистрали. По окончанию отрезка на перекрёстке с "длинным" светофором уходим налево на Тулу, доезжаем до кольца, второй съезд и вот она - "классическая" М-2.
[b]Тула - Орёл[/b]
Ничего примечательного. Дорога и дорога
[b]Орёл - Курск[/b]
На этом отрезке в двух местах масштабный ремонт дороги и пускают по одной полосе по очереди. Мы ехали в воскресенье и это не сильно задержало. В популярные дни выезда, возможно, народ крепко стоял (если этот режим ремонта практикуется всё время). В остальном отрезок не оставил каких-то особых впечатлений, о которых стоило бы поведать.
[b]Курск - Белгород[/b]
И опять надо обладать незаурядным талантом, чтобы найти в этой части пути нечто достойное описания. Ведь все уже знают и о недавно пущенной объездной Обояни (на которую попадаешь совершенно незаметно), и о побеленных деревьях вдоль трассы в Белгородской области, и о резных заборчиках, огораживающих мусорные контейнеры в деревнях (там же, на Белгородчине), и о гигантском сельскохозяйственном комплексе с умопомрачительными тракторами, комбайнами, вертолётами, ухоженными постройками (снова Белгородская область, с левой стороны трассы, если ехать в Крым).
[b][url=http://www.adybov.ru/forum/viewtopic.php?t=653]Нехотеевка (Гоптивка)[/url][/b]
На подъезде к этому КПП (а по умному: МАПП - международный автомобильный пункт пропуска) как минимум в пяти местах продают полисы страхования гражданской ответственности. Хочешь - грин-карту, хочешь - украинский полис. Мы остановились на последнем (оформляли недалеко от МАПП на АЗС "Роснефть") и обошёлся он нам на три месяца (вообще-то надо на два, но уж такие правила, после месяца сразу идут три) в 490 рублей, что дешевле грин-карты на 15 дней (530 руб.) С другой стороны, грин-карту можно купить до отъезда и не тратить время на оформление у границы. Мы этого не сделали лишь потому, что закрутились с [url=http://www.adybov.ru/forum/viewtopic.php?t=1015]переездом[/url].
На АЗС был "технический перерыв", заправить полный бак по российской цене не удалось, так как до самой границы по нашей стороне дороги больше не встретилось ни одной "брендовой" заправки.
Подъезжаем к МАПП, на часах 20-40... Ой, мамочки мои!!! ОЧЕРЕДЬ!!! Да приличная! Вечером! В воскресенье! Не в самый высокий сезон! Ну кто бы мог подумать! Блииииииииин. Прошёлся с детьми вдоль очереди и понял - это часа на четыре. Надо убегать на альтернативный КПП ([url=http://www.adybov.ru/forum/viewtopic.php?t=654]Грайворон[/url] или [url=http://www.adybov.ru/forum/viewtopic.php?t=655]Шебекино[/url]). Но пока шёл обратно к машине, россияне разом пропустили на КПП чуть-ли не половину машин. Видно, какая-то пересменка была. В итоге, мы решили остаться.
За время стояния в очереди перед шлагбаумом российской части МАПП запомнился такой эпизод. У этого самого шлагбаума небольшая площадка с зернистой землёй, в которой хорошо копаться деткам. Там собрался целый детсад из пяти киндеров (включая двух моих). Очередь к шлагбауму выстроилась на крайней левой полосе, крайняя правая свободна. По ней к пограничникам подлетает древняя тёмно-синяя "Микра" (мы её на трассе пару раз встречали), из которой выходит то-ли парень, то-ли мужик размером, явно не соответствующим габаритам машинки. И начинает на виду (и на слуху) всего полевого детсада канючить перед стражами границы, чтобы те пропустили без очереди, потому что у него "дети". Интересно, а рядом кто в земле копошится? Но что самое обидное - его пропускают. Очень по человечески всё получилось. Один не постеснялся просить о том, о чём другие из чувства вежливости и порядочности не просят, другие не постеснялись дать добро. Короче, незачёт участникам эпизода.
Наконец пустили на территорию МАПП. Четыре хвоста, но все движутся медленно. Походив, понял причину - очень много украинских машин, к которым россияне относятся с особым пристрастием. Оттого и задержки. Это не в укор украинцам, возвращающимся домой, это в укор российским пограничникам и информация для тех, кто решит выезжать из Москвы в Крым утром воскресенья. Свободной Нехотеевка (Гоптивка) не будет.
И вот, российская часть МАПП позади. Украинцы встречают пулемётной раздачей "коридорных" талонов (нам достался "зелёный") и бланков иммиграционных карт, перед шлагбаумом НЕ тормозят, говорят заполнять бланки во время стояния в очереди. Которая не такая уж большая и движется быстро. Оформляем временный ввоз машины на Веру (моя жена) по доверенности от меня. Погранотаможенник, увидев доверенность, просит дополнительно к заграничным паспортам "внутренние" , реквизиты которых фигурируют в документе. Это незаконно (личность доверителя и лица с доверенностью вполне можно установить по загранпаспорту, плюс, доверителя элементарно может не быть на границе), но это тот случай, когда я предпочитаю не спорить, всё равно "внутренние" паспорта с собой.
Покончив с этим, едем к таможенному "терминалу" с двумя коридорами, перед которым прохаживается таможенник. Как бы невзначай он интересуется, как часто мы ездим в / на Украину. Услышав, что постоянно и поверив нам (а также поняв, что деклараций мы не испугаемся), отправляет в зелёный коридор. Проезжаем, на выезде отдаём "коридорный" талон с печатями и начинаем дышать воздухом Украины. На ближайшей заправке меняем деньги (и опять их курс лучший), вставляем украинскую "симку" в телефон (с прошлых поездок осталась) и вперёд, на Армянск!
[b]Нехотеевка (Гоптивка) - Харьков - Днепропетровск[/b]
Без приключений добираемся до Харьковской объездной. [url=http://www.adybov.ru/forum/viewtopic.php?t=1014]Международно признанный и известный ориентир[/url] ((с) [b]НП[/b]) не даст проскочить съезд на неё даже ночью, пылающую красным вывеску "ХАДО", сразу за которой нужно уходить направо, видно издалека. Внимание! Указатель на объездную залеплен чёрным скотчем, жёлтый указатель предлагает двигаться на Киев (читай - Симферополь) прямо. Уж не знаю, куда заведёт.
Видимо, это из-за ремонта моста на объездной, по которому пускают по очереди с помощью светофора. Днём в рабочие дни там, скорее всего, несладко. В остальном Харьковская объездная вполне проезжабельна (ну бугристая чуток), я не почувствовал такого священного ужаса, какой почувствовали на ней многие путешественники. В общем все, кто не видел отрезок Богодухов - Валки (это если ехать через Грайворон) плохих дорог вообще не видел (а ведь есть ещё хуже...) На той же объездной заправились на АЗС "ТНК" (на противоположной стороне дороги). Вежливый парень-заправщик старательно и тщательно вымыл лобовое стекло и фары за "сколько не жалко" (предварительно спросив разрешения на это).
Благодаря [b]НП[/b] и Навителу 3.2.6 с [url=http://travelgps.com.ua/forum/viewtopic.php?t=1693]бесплатной картой Украины[/url] "[url=http://www.adybov.ru/forum/viewtopic.php?t=1014]новую дорогу[/url]" нашли без проблем даже в полной темноте. Не успели моргнуть глазом, как автомагистраль стала объездной Новомосковска. Впрочем, за время моргания всё же успели заметить две заправки на "крымской" половине дороги (Маршалл и Татнефть), любопытную лисицу на обочине и одно справедливое ограничение скорости, за которым последовал неожиданно раздолбанный мост. Объездная Новомосковска на 100 км/ч проходится нормально, но по качеству, конечно, сильно уступает "новой" трассе, озираться по сторонам некогда, нужно на дорогу смотреть и кочки с ямками выискивать. Кстати, все знаки ограничения скорости на объездной сняли (видать, под влиянием [url=http://www.adybov.ru/forum/viewtopic.php?t=985]поправок в ПДД Украины[/url]) даже в её конце, где было излюбленное место засады днепропетровских сотрудников ГАИ. Да и вообще по Украине знаки ограничения скорости мне почти не встретились, а если попадались, то в сопровождении "Мужика с лопатой", т.е. в полном соответствии с обновлёнными ПДД.
От съезда с объездной Новомосковска до Днепропетровска рукой подать. Проезжать этот город ночью - милое дело. Почти все светофоры в мигающем режиме, машин мало - красота! Как и всегда, по проспекту Правды до моста через Днепр, по мосту, в конце моста направо и сразу налево под него (хотя Навител советовал прямо), держаться правой стороны и выскакиваешь на набережную Днепра. После по набережной до "кольца", на нём первый съезд на улицу Космическая, по ней, никуда не сворачивая (хотя сама улица петляет прилично и идёт почти все время в горку), до Запорожского шоссе (вроде бы так эта широченная улица называется). Уперевшись в шоссе под светофор налево и конец Днепропетровску. Интересный нюанс: в городе не горел НИ ОДИН уличный фонарь. То ли авария, то ли ещё что.
[b]Днепропетровск - Никополь[/b]
Очень хороший участок. До поворота на Никополь трасса с разделительной полосой (то есть законно можно идти 110 км/ч), отличным покрытием и всего двумя населёнными пунктами. После поворота на Никополь двухполоска, но очень пустынная даже днём (не говоря уже о ночи). Раз-два-три и мы уже въезжаем в Никополь. Навигатор работает, но дорогу я и так помню. Сразу за ж/д путями направо и дальше никуда не сворачивая до единственного на отрезке Т-образного перекрёстка, на котором снова направо. Покрытие везде сносное.
[b]Никополь - Новая Каховка[/b]
Участок напрягает длинными населёнными пунктами, подразбитой дамбой Каховского водохранилища (недалеко от Никополя) и оплывшими краями дороги на подъезде к Новой Каховке. Пожалуй, последний отрезок самый опасный в плане "дорожной" травмы авто - некоторые волны у обочины непомерно велики, а ямы глубоки. Ночь позволила мне держаться середины дороги, днём ОЧЕНЬ советую резко сбрасывать скорость при виде встречной машины и тщательно следить за обочиной. Повторяю, некоторые волны могут оставить без подвески или погнуть диски.
Из приключений - попытка самоубийства очередной лисы, которую я, вильнув, обдал воздухом по хвосту. Зверю повезло, ширина дороги позволила мне во время манёвра не уходить на обочину, иначе жизненный путь рыжей оборвался бы (выбирая между здоровьем близких и лисы я, конечно же, выбрал бы близких).
В Новой Каховке проехали по красиво освещённой плотине ГЭС и через некоторое время оказались за городом.
[b]Новая Каховка - Армянск[/b]
Никаких забот отрезок не доставил. Дороги не гладкие как стекло, но и не после бомбёжки. Знаки ограничения скорости поснимали. Знак "Стоп-контроль" на посту ГАИ перед заводом "Титан" (недалеко от Армянска) убрали. Через часик после выезда из Новой Каховки уже въезжали в Армянск (точнее - в 6 утра по Москве).
[b]Дети и дорога[/b]
Если кто ещё не знает, детей у нас двое: дочка (шесть лет) и сын (три года). С младенчества приучены к автокреслам, поэтому бунтов против кресел и ремней не бывает. Дочка ехала в бустере, сынок в полноценном кресле, которое подкручивается в полулежачее положение. Дочку обкладывали подушками, чтобы могла спать. Во время движения не отстёгивали ни на миг. Временами на деток накатывали приступы смеха, развлекаются они так. Чем громче, тем сложнее вести машину. Успокоить трудно, но можно. Где-то просьбой, где-то окриком. Очень выручили детские аудиокниги. Сын их пока не очень-то слушает, а вот дочка любит. Выключишь её из шумной игры с братом и уже спокойнее
[b]ГИБДД РФ - ГАИ Украины[/b]
Воскресенье нечасто выбирают днём выезда в Крым. Меньше трафик - меньше служителей дорог. На российской части пути видели ОДИН (да, да - один) экипаж. Да перед первым постом ГАИ в Тульской области (тот, что на автомагистрали) после знака ограничения скорости всех встречала "тренога", измеряющая скорость. На украинской части пути встретили два экипажа ГАИ (на выезде из Никополя и в каком-то селе). Никто нами не заинтересовался. Испытать [url=http://www.adybov.ru/forum/viewtopic.php?t=1269]свежеполученные МВУ[/url] в /на Украине пока не удалось.
[b]Навигатор [url=http://market.yandex.ua/model.xml?hid=294661&modelid=4709028&show-uid=654113912464592141]Digma430B[/url][/b]
Незадолго до поездки при невыясненных обстоятельствах потерял КПК с функцией GPS, к коей очень привык. Подумав, новый КПК брать не стал, поскольку старый на полную катушку почти не использовал. Нехитрым подбором параметров на ЯндексМаркете вышел на Digma 430B. Нужен был предустановленный Навител (на КПК был он же), bluetooth-соединение с телефоном для загрузки пробок в Москве, FM-передатчик (если кто не знает - передача аудиозаписей с навигатора на приёмник в машине), так как автомагнитола у меня древняя (кассетная, во как!), а менять её неохота. Ну и подъёмная цена, само собой. Digma, стоивший 6000 руб., полностью подошёл.
Навигатором доволен. Стилус не нужен, достаточно пальцев. Минусы, конечно, тоже есть. Нельзя, пользуясь навигацией, слушать аудио-записи через трансмиттер. Или навигация, или прослушивание. Нельзя регулировать громкость голосовых подсказок навигации внешними кнопками - только электронно. Для этого нужно выйти из Навитела, зайти в меню, уменьшить (увеличить) громкость и снова запустить Навител. В комплекте навигатора нет зарядки через обычную сеть - только автомобильная. Но в целом, повторюсь, аппарат мне нравится. Правда, пока не разобрался как на него устанавливать альтернативные навигационные программы (ту же iGO 8 ).
[b]Навител 3.2.6[/b]
На свежекупленном навигаторе был предустановлен Навител 3.2.5. Через сайт Навитела обновил его до 3.2.6. Ключ к программе можно посмотреть через подменю "О программе" при запущенном Навителе. После добавил бесплатную и очень подробную карту Украины, также под версию 3.2.6. Стыковка прошла без проблем.
Навител по прежнему не знает о существовании продолжения М-2 в Тульской области, летишь над полями. Зато отлично знает съезд на "новую дорогу" под Харьковом. В паре мест сглючил (собственно, после возвращения на "классическую" М-2 за Тулой и в Днепропетровске) и упорно хотел вернуть назад к какой-то точке, только после прохождения которой соглашался вести дальше. Я лечил это полным сбросом маршрута и его прокладкой по новой. Карте Украины известны названия улиц Армянска (городок маленький, провинциальный). А вот ту же Тульскую область, как мне показалось, прога знает плохо.
Но вообще, Навител я люблю давно и трепетно. Удобный он (лично для меня) всё-таки.
Кстати, ресурсов по GPS-навигации в сети предостаточно, но если вам непременно хочется почитать о ней здесь, то вот [url=http://www.adybov.ru/forum/viewtopic.php?t=1071]подходящая тема[/url] и ещё [url=http://www.adybov.ru/forum/viewtopic.php?t=29]одна[/url].
[b]Планы[/b]
Планам сильно мешает погода. Мы привезли за собой московский циклон, в понедельник и вторник было прохладно и дождливо. Сегодня (в среду) весь день солнце, под вечер снова грозовой фронт. Если отступит, завтра (четверг, 02.07.2009) возможно съездим на "ближнее" море, например на Бакальскую косу. В пятницу, вероятно, во второй половине дня поедем испытывать новую палатку и примус на кемпинг в Учкуевке (под Севастополем). На обратном пути, в воскресенье, меня забросят в Симферополь откуда я самолётом вернусь в Москву.
[size=150][b]The, как говорится, end[/b][/size]