Созрел и я до отчета. В Украину я достаточно опытный путешественник, но в Крыму был впервые, поэтому некоторые моменты видимо будут описаны с позиции новичка и дилетанта.
[b]Подготовительные мероприятия.[/b]
[b]Подготовка а/м.[/b] Замена ГРМ и роликов, всех тормозных колодок, прокладки клапанной крышки, стоек стабилизатора, масла, воздушного и салонного фильтра, резины, свечей.
[b]Техническое оснащение.[/b] Навигатор (Navitel 5.0 + карты РФ, РБ, UA), радар-детектор, видеогеристратор, инвертор 12/220В, ноутбук, горсть флешек с музыкой и аудиокнигами, две рации-игрушки (а ля уоки-токи). Для подключения всех девайсов одновременно сотворил из разветвителя прикуривателя (3+1 USB) стационарную розетку и закрепил ее за панелью приборов, чтобы не цепляться в пути за кишечник из кучи проводов.
[b]Прочие организационные моменты.[/b] Грин-карта, оформленная заранее в РГС, ПДД Украины, логотип сайта на бампер, проверка отсутствия запрета на выезд в ФССП.
[b]Россия.[/b]
Стартовали на 2-х машинах. Экипаж 1: я, жена и две дочки (9 и 4 года). Экипаж 2: брат, его жена, сын (6 лет) и племянница жены (15 лет).
Ноутбук размещен на коленках у старшей, через переходник подключено 2 пары наушников, запущены мультфильмы. На заднем ряду сидений полнейшая гармония. На переднем – тоже. Первое приключение через 50 км пути. Младшая, сорвав наушники заявила: «Буду какать ртом!» и тут же вывалила на себя завтрак. При богатом опыте автопутешествий, с такой проблемой столкнулись впервые и готовы к ней не были. Ребенок умыт, раздет до трусов, наушники водворены на место, путешествие продолжается. Через 70 км пути (г. Клин) прогнозируемая глобальная пробка – народ возвращается в Москву из Завидово с «Нашествия 2011». Опасаясь, что путь до МСК, при таком раскладе, затянется на многие часы, решили воспользоваться заранее обсуждаемым на этот случай маршрутом через Рузу. Не берусь судить, правильное это было решение или нет, но по факту: время, скорее всего, не сэкономили, а нервы – да. Километров через 20 после Клина ситуация с «каканьем ртом» повторилась, после чего нас осенило – ребенка просто укачивает от просмотра мультфильмов в движущейся машине. Ноутбук безжалостно убран под укоризненные взгляды старшей и через уже через 5 минут к младшей вернулся здоровый цвет лица и отличное настроение. Остальной путь по РФ – без приключений. Пару раз спасал радар-детектор, остановок сотрудниками ДПС не было. Зато были очень частые остановки экипажа №2 на «пописать», «покакать», «покушать», «походить», «отдохнуть», «зайти в кафе, потому что без горячего – нельзя» в результате которых я окончательно определился, что «КОЛОННОЙ Я БОЛЬШЕ НЕ ЕЗДЮК!».
[b]Таможня.[/b]
Пересекать границу решили в Шебекино. Прибыли около часа ночи.
РФ. Перед нами было 4 машины. Все, вроде бы, выглядело чинно, культурно и без проволочек, но таможенники выбесили. Это был первый случай в моей практике, когда российские таможенники (втроем!) просили открыть сумки, да еще пытались влезть туда руками. Только собрался поднять хай, как тут старший, увидев мирно сопящих в машине детей, умилился и дал отмашку на выезд. Затраченное время – 10 минут.
Украина. Украинская сторона, видимо неизбалованная обилием машин, искусственно собрала перед воротами очередь машин в 15, и погранец ненавязчиво предлагал услуги по ускоренному пересечению границы. Выцепил, таким образом, одного желающего, и пропустив его первым, стал оперативно пропускать остальных, вручая бланки миграционных карточек и предлагая за вознаграждение помощь в их заполнении. Затаив обиду на такой прием, отправился на паспортный контроль (естественно, заполнив карточки самостоятельно). Документы проверены, миграционные карточки проштампованы и тут пограничник попросил меня переписать мою миграционную карточку заново. На вопрос зачем, пыхтя, объяснил, что поставил в нее не тот штамп. Еще не остыв от злости на попытки «развода» на въезде, предложил ему переписать самостоятельно, что он молча и сделал и даже сам за меня расписался.
Таможенник вручал декларации исключительно всем, сразу же предлагая помощь в заполнении по 500 руб. за шт. Соглашающихся тут же отправлял на выезд. Сунул и мне аж 4 штуки, видимо в расчете срубить 2000 руб. Обомлев от такой наглости и не имея уже моральных сил на препирательства с требованиями выдать талон в красный коридор, я просто вернул ему два бланка, сказав, что дети спят и рисовать на его бумажках не хотят. Быстренько поставил в декларациях галки «нет», в разделе «валюта» цинично указал 1000 белорусских рублей и через две минуты вернул заполненные декларации. Подошел к машине брата, посмотрел, как он собирается вписать в декларацию обручальное кольцо, достал из его бардачка образец заполнения, специально для него распечатанный с сайта и врученный мною накануне поездки и попросил ускориться. В это время подошел поскучневший таможенник, спросил про запрещенные предметы, получив ответ, что в декларации все указано, попросил открыть багажник. Заинтересовался вакуумным мешком с полотенцами, выслушал разъяснения о том, что это такое, восхитился чудо-девайсом и отпустил меня. Затраченное время на украинской стороне - 40 минут. У брата получилось веселее. Весь свой немаленький багажник он заполнил кучей полиэтиленовых пакетов (типа маленьких ашановских) из которых в пути постоянно что-то доставалось, после чего, через голову, закидывалось обратно в багажник. В результате, к прибытию к пп содержимое последнего напоминало перевернутый мусорный контейнер. Таможенник брезгливо взглянул на эту картину и тут же отпустил.
Оказавшись за пределами пп, зашли в обменник, обменяли по 5 т.р. по курсу 278. Там же, увидав рекламу о продаже сим-карт кучи операторов, попросили подобрать тариф с халявными звонками в РФ. Ответ был потрясающим: «А кто ж его знает? Это все контракты читать надо и сравнивать!». Подивившись такому кретинизму, решили, что симки купим на месте.
[b]Украина.[/b]
Сильно надеяться на Навител в Украине не стоит. Убедился неоднократно за все путешествие. Первым делом навигатор повел нас в какие-то овраги, где, по всей видимости, когда-то была дорога. Выключили и поехали как все. Добрались до Волчанска. Промежуточной точкой в нашем путешествии стояло с. Иванчуковка в Изюмском р-не, с целью поздравить бабушку с минувшим накануне 75-летием. Вроде бы и путь остался совсем детский, но брат заявил, что ехать дальше он не в состоянии, поэтому пришлось устроить ночлег прямо в машинах. Часа через четыре отдыха распинал брата и путешествие было возобновлено. Снова поверили нафигатору и на выезде из Волчанска поехали не на Харьков, как планировалось, а на Купянск. Это было огромной ошибкой! Дороги там просто нет. Тем не менее, вспомнив молодость и страсть «походов в говны» на внедорожниках, сумели преодолеть пересеченную местность и добрались до подобия цивилизации. Бабушка поздравлена, обмен новостями произведен, а наш путь лежит дальше. Российского бензина хватило до Запорожья. Заправился на УКРНАФТА и машина ехать не захотела. По крайней мере, при оборотах менее 4000. Залился до полного бака, поэтому пришлось приноравливаться к такому стилю вождения. Там же на светофорах стали атаковать мальчики, моющие стекла. Первому вручил 5 UAH «за наглость», игнорируя его нытье о том, что «надо 15». На остальных светофорах тупо включал дворники, лишив юных предпринимателей возможности подойти к стеклу. Других приключений и чего-либо примечательного по пути до Феодосии больше не было. Километров за 70 до конечной точки остановились у какого-то придорожного овощного развала и, поскольку уже был вечер, успешно поторговавшись, набрали овощей и фруктов по весьма гуманным ценам. ДАИшников, казачков и прочих дорожных паразитов не видели на протяжении всего маршрута. Даже обидно стало.
[b]Феодосия.[/b]
В Феодосии живут родственники жены брата. У них мы предварительно и забронировали 2-комнатную квартиру, договорившись о цене 30$/в сутки, вместо обычных 35. За такие деньги ничего особенного ни от обстановки, ни от места расположения естественно не ожидали. Квартира действительно оказалась весьма посредственной. Чистенько и бедненько. Однако, спальных мест – достаточно, в одной комнате кондиционер, телевизор, магнитофон. На кухне холодильник, плита, микроволновка, газовая колонка. Хороший запас разнокалиберной посуды для готовки и приема пищи. Ножи, естественно, тупые, но я давным-давно всегда вожу с собой свой (кухонный). Во дворе достаточно места для парковки. В общем, разочарований по условиям проживания не было. А вот географическое положение дома даже обрадовало. Дом расположен на ул. Федько. Море видно с балкона. До пляжа пешком минут 7. Номер на доме не нашел. По Яндекс-карты идентифицировал адрес как Строительная, д. 1. В пристройке на первом этаже расположен фирменный магазин горячительных напитков по очень милым ценам, что тоже оказалось весьма кстати.
[b]Пляжи.[/b]
В первый день удовлетворились пляжем, видимым из окна. В последующие дни катались по другим не слишком удаленным пляжам, в основном по Керченскому ш. до Берегового. Все пляжи вдоль Керченского ш. хороши для детей дошкольного возраста, т.к. представляют собой лягушатники, огороженные камнями. Взрослому человеку залезать в воду там крайне неудобно. На второй неделе пришли к выводу, что вариант около дома – наиболее удачный.
[b]Поездки за пределы Феодосии.[/b]
[b]Коктебель.[/b] Цель поездки – сфотографироваться у ворот «СТРАНА КОНЬЯКОВ», искупаться на гламурном пляже, сводить детей в дельфинарий. Сфотографировались, пляж – не понравился. Дельфинарий на старшую дочь никакого впечатления не произвел, благо она их уже разных насмотрелась, младшая – уходила в гипнотическом восторге. На меня, впрочем, произвел очень благоприятное впечатление.
[b]Судак.[/b] Цель поездки – Генуэзская крепость. На мой взгляд, сооружение, заслуживающее посещения. Самое яркое впечатление было у племянника, когда на территории крепости обнаружились два черных, как гуталин, афрохохла в набедренных повязках, с барабанами, которые тут же обратились ко мне с речью: «Прывэд, зэмлак! Будэш с намы фатагруафыроваца?». Племянник спросил меня, чего они хотели. Я ответил, что спрашивали, можно ли им съесть этого мальчика. После чего он был очень послушный и не отходил от папы до самого окончания экскурсии. На выходе дети напросились в музей полудохлых бабочек. На обратном пути из Судака заехали на пляж в Орджоникидзе, но поскольку накануне море там было не очень спокойным и нанесло кучу мусора и водорослей, мы обозвали его фублей и достаточно быстро уехали домой.
[b]Алушта-Ялта.[/b] В один из дней у брата было запланировано вино-водочное мероприятие с родственниками жены. Дабы не мешать им своим присутствием, мы решили семьей доехать до Алушты и посетить заповедник «Царская охота». Заповедник оказался закрыт. Поэтому посетили дендразоопарк – весьма плачевное зрелище в виде клеток с явно голодными животными посреди леса. И поскольку всю дорогу до Алушты нас преследовал противный дождик, который догнал как раз в этом заведении с умным названием, то решили рвануть до Ялты.
Будете смеяться, но главной целью в поездке в Ялту для нас было найти пальму и сфотографироваться под ней. Навигатор Ялту не знал, поэтому пришлось добираться до центра по наитию. Катаясь по узким улочкам ассоциировал себя с Мироновым в «Брильянтовой руке», бегающим по таким же окрестностям.
Пальму нашли, еще, к радости детей, нашли McDs, в котором, к слову, продукция 100% соответствовала моему названию «макдрянь». Цены в Ялте просто убили, начиная от парковки, стоимостью в 20 грн/час. В общем, поездка получилась абсолютно бестолковой, зато в полной мере насладились горными пейзажами. Да и езда по серпантину сначала напрягала, а потом стала забавлять. Поэтому вернулись вполне удовлетворенные и отяжеленные кучей фотографий.
[b]Прочие короткие заметки.[/b]
[b]Обмен валюты.[/b] Самый выгодный курс в отделении Приват-банка около центрального рынка (ул. Назукина, д.9). Перед отъездом менял по 283. В остальных обменниках – 274-278.
[b]Платные парковки.[/b] Практически везде в центре и на пляжах прибегали мальчики в кислотных жилетах и требовали денег за парковку. Поскольку соответствующих дорожных знаков я, как правило, не находил, мальчики, бормоча угрозы, шли лесом. Иногда, правда, пытались предъявить мне знак парковки с подвешенной к нему картонкой с нарисованными маркером монетками, но такой вариант тоже не проходил. Никаких последствий в виде царапин, спущенных колес и т.п. от моей наглости не было.
[b]Музеи.[/b] Естественно, на каждом шагу вдоль набережной зазывают во всякие заезжие музеи, выставки и т.п. Благодаря одной из таких зазывал, старшая дочь загорелась посещением выставки «древних орудий наказаний и мумий». Цена билетов была весьма негуманной 100/50 грн. (взрослый/детский). Я, вроде, не жмот, но за 15-минутную экспозицию, по-моему, просто неадекватно. После непродолжительного торга цена была сброшена до 40 грн за двоих, и дочь с мамой отправились созерцать древние ремни. Вернулись, кстати, очень довольные, но больше оплаченной суммы это действительно не стоило. Подозреваю, что и с остальными коммерческими выставками вполне можно провернуть подобный финт. Музей Айвазовского, к своему стыду, мы не посетили.
[b]Аттракционы.[/b] Естественно, дети вечерами хотят развлечений. Сначала вечерней программой была прогулка по набережной с заходом на аттракционы, но вскоре обнаружили парк на ул. Федько, где аттракционы детям понравились намного больше. Зато прочих соблазнов, разрушающих детскую и женскую психику, там значительно меньше.
[b]Бензин.[/b] Весь бензин, который мне пришлось заливать на территории Крыма, оказался… подберите слово сами. Особенно ужасен был бензин ТНК, заправки которой преобладают в окрестностях Феодосии. Единственное топливо, на котором машина вела себя адекватно – мустанг на WOG, по 11грн/л. А за пределами Крыма, машина великолепно вела себя на любом топливе, даже налитом на захолустных заправках.
[b]Загар[/b]. Водители! Берегите ноги от солнца! По крайней мере, в первые дни отдыха. По всей видимости, долгое сидение в автомобильном кресле все-таки приводит к нарушению кровообращения в нижних конечностях. И если пассажир в пути может достаточно вольно елозить задницей по сиденью, вытягивать/сгибать ноги, закинуть их, в конце-концов, на приборную панель, то водитель в этих возможностях куда более ограничен. Других разумных объяснений у меня нет, но факт в следующем: в первый же вечер ноги у меня и у брата выглядели ужасно. Все тело приобрело достаточно равномерную красноту, а эти волосатые палки остались абсолютно белыми, но покрылись темно-бордовыми очень болезненными пятнами, которые более-менее выровнялись только к концу отдыха.
[b]Досадная неприятность.[/b] В один из дней, воодушевленные рассказами брата о том, что он знает классное место, где обитает куча крабов, рапан и прочих подводных гадов, отправились туда. Забрели на какую-то территорию (под крепостью) с кучей вывесок «купание запрещено», спрыгнули с пирса и увидели, что действительно все щели колонн пирса забиты крабами разного калибра, а сами колонны облеплены мидиями. В процессе лазанья вокруг пирса обо что-то больно саданулся ступней, но, увлеченный выковыриванием крабов, не обратил на это внимания. Потом услышал крики, что один из отдыхающих порезал ногу. Поднял глаза и увидел сидящего на пирсе мужика, из ноги которого весьма обильно лилась кровь. Только после этого догадался посмотреть на свою ногу и с содроганием узрел, что и вокруг меня море из Черного превратилось в красное. Что-то, так некстати подвернувшееся мне под ногу, оказалось мидией, о которую я весьма глубоко порезался, зацепив вену и теперь хромаю до сих пор. Так что наварить самостоятельно наловленных рапан нам не удалось, пришлось довольствоваться мороженными.
[b]Дальнейшее путешествие по Украине.[/b]
23.07 наши пути с экипажем №2 разошлись, т.к. ему предстояло возвращение домой, а нам было необходимо доставить старшую дочь в Хмельницкую обл. для дальнейшего проведения летних каникул с моей маман. Путь неблизкий, почти 1100 км. Стартануть решили в ночь. Ничем примечательным дорога себя не отметила. Единственный момент, достойный внимания, это то, что доблестное ДАI в Николаевской области очень любит выбирать места для засады с радарами за АЗС. Как следствие, водитель, видя впереди заправку, игнорирует пищание радар-детектора и налетает на настоящий радар. Встретил таких умников аж 4 раза, но ни разу не попал. Прибыл в пункт назначения четко по графику, опередив поезд с маман минут на 40, в результате чего даже успел встретить ее на вокзале.
Пребывание нескольких дней среди родственников в Нетешине, думаю нисколько неинтересно форумчанам, поэтому их описание опущу и остановлюсь только на трех моментах.
Обсуждаемый накануне шмоточный шопинг в г. Хмельницкий мы осуществлять не стали, т.к. сумели и в Нетешине слегка прибарахлиться по каким-то смехотворным ценам и накручивать еще три сотни км посчитали нерезонным.
По просьбе родственников и друзей затарился деревенским салом (килограмм этак 10-12).
День выезда, запланированный изначально как 27.07 пришлось перенести, т.к. уже таща вещи в машину, почувствовал себя несколько дискомфортно и обнаружил температуру 38. К вечеру температура пропала, как небывало. Видимо это был просто некий знак свыше о необходимости отложить поездку.
[b]Возвращение.[/b]
Путь обратно был уже знаком и даже привычен. И лежал он через РБ. Старт 11.40 по МСК.
[b]Прибытие на пп Выступовичи[/b] – 14.00. Минут 7 помариновали у шлагбаума. Подъехал к зоне контроля. На улице ни одного таможенника. Показал документы пограничнику. Тот спросил, взглянув на штамп Плетенiвка в миграционной карточке, почему решил обратно пересекать границу именно здесь, на что получил ответ, что я очень люблю именно их погранпереход за четкость и доброжелательность, а там работают какие-то нехорошие люди. Лесть не прошла даром. Тот расплылся в улыбке, поставил почему-то оба штампа и пожелал счастливого пути. Ни жена, ни ребенок из машины даже не выглядывали и к машине никто не подходил. Ведро сала благополучно покинуло территорию Украины
. Затраченное время – 15 мин.
[b]Белорусская сторона.[/b] У шлагбаума подошел приветливый улыбающийся пограничник и внимание! спросил: «Каким коридором я желаю пересечь границу?». Получив вполне естественный ответ, выписал талон на зеленый коридор и попросил в нем расписаться, указав время заезда (14.25). Паспортный контроль и транспортный контроль прошли моментально. Правда пару минут отняла пограничница, интересуясь (в личных целях) процедурой получения гражданства РФ на ребенка. Из машины снова никто не выходил. Таможенница, тетка средних лет, поинтересовалась, везу ли я алкоголь, получила утвердительный ответ о провозе 0,5 л, аналогичный вопрос о сигаретах – кивок на приборную панель, где валялись 2 пачки, после чего махнула рукой в сторону выезда. Сало благополучно въехало на территорию РБ
. Время пребывания на пп – 7 минут.
[b]РБ[/b]
Путь по РБ не предвещал никаких приключений. Однако без них нельзя. Стоило мне произнести вслух, что за спиной 4500 км, а мы не словили ни одного гайца, как тут же был наказан пищанием радар-детектора. Успел оттормозитья со 140 до 89. Но этого оказалось недостаточно. По ландшафту населенный пункт вроде бы закончился, а по указателю еще нет. И ничего не попишешь – был пойман на "Визирь" в движущейся навстречу гаишной машине. Начался долгий и нудный разговор о том, что ВУ будет изъято до оплаты штрафа. На просьбу показать нормативный документ, подтверждающий законность такой обеспечительной меры, - отказ и предложение все выяснять в управлении г. Кировска. Короче, поскольку в машине был уже очень вымотанный дорогой ребенок и стремительно наступал вечер, выключил я свою принципиальность, дал упырю 500 руб. - меньше не было (точнее, это я тогда думал, что не было) и рванул дальше.
Приключение №2. Стрелка уровня топлива стремительно приближалась к нулевой отметке, а, как выяснилось, далеко не все белорусские АЗС работают в мультивалютном режиме. Докатился до очередной заправки уже с горящей лампочкой. Рубли не принимают. Карточку VISA GOLD терминал также отказался принять. Ближайшая рублевая заправка в Могилеве. До него 60 км. Перешел в режим суперэкономичной езды и покатился в сторону Могилева. Практически на бензиновых парах въехал на заправку. Из купюр – только 5-тысячные. Сдачи на заправке, естественно, нет. Стал перетряхивать все карманы, бардачок, пепельницу и прочие закутки. Насобирал какие-то рублевые бумажки и рублей сто 10-рублевыми монетами. Монеты принимать отказались. В итоге налил на 350 рублей 15 литров 92-го, прикинув, что до России этого должно хватить. В дальнейшем обошлось без приключений. На самом выезде из РБ не стал притормаживать на пиликанье радар-детектора и прочесал мимо гайцов под 150. Тормознуть не успели, гнаться не стали. Оставшиеся 400 км по РФ - монотонно, однообразно и без каких-либо приключений. Прибытие домой – 29.07 в 3 ч 2 мин. - с опозданием на 2 минуты от расчетного времени
.